МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 167
ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
Протокол №1 от «30» августа 2024
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ № 167
№ 97 от 30.08.2024 г.
Приложение к Основной образовательной программе
Основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Экология животных»
для обучающихся 7 класса
Екатеринбург 2024
Планируемые результаты изучения курса экологии
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
По окончанию 7 класса обучающийся научится:
называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов;
описывать многообразие условий обитания животных;
объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов;
давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным
экологическим факторам;
объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций
животных;
понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания
животных, в изменении численности отдельных видов животных;
объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете
Земля;
называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
По окончанию 7 класса обучающийся получит возможность научиться:
выявлять закономерности действия экологических факторов на животных;
находить важнейшие связи животных с другими компонентами природных систем;
выявлять влияние антропогенных факторов на численность животных.
приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм
взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение
различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и
сельскохозяйственными животными.
называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.
2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1 час)
Раздел 1. Влияние абиотических факторов на животных (7 часов)
Основные абиотические факторы: свет, температура, влажность. Понятие
толерантности, законы оптимума и минимума. Адаптация животных к экстремальным
условиям.
Свет как один из важнейших абиотических факторов. Ультрафиолетовое, видимое и
инфракрасное излучение. Приспособление животных к изменению светового режима. Свет
как условие ориентировки животных. Разнообразие светочувствительных органов. Сигнальное значение света. Биолюминесценция. Фотопериодизм у животных.
Температура. Влияние температуры на животных. Понятие терморегуляции. Химическая
и физическая терморегуляция. Поведение животных и терморегуляция. Приспособления
животных к экстремальным температурам.
Влажность. Роль воды в жизни животных. Приспособления животных к водному
балансу наземно-воздушной среды. Экологические группы организмов по отношению к
влажности на примере животных Урала. Приспособления к недостатку воды.
Другие экологические факторы и их роль в жизни животных. Ветер, гравитация,
давление, концентрация солей и пр.
Биологические ритмы животных. Суточные, сезонные и многолетние биологические
ритмы и определяющие их факторы. Приспособления животных к неблагоприятным
сезонным условиям (на примере местной фауны). Сезонные миграции.
Практическая работа. «Изучение влияния факторов среды (света) на животных »
«Характеристика экологических групп организмов по отношению
к влажности»
«Изучение типов биологических ритмов»
Раздел 2. Среды жизни и приспособления к ним животных (6 часов)
Принципы экологической классификации животных. Формообразующая роль факторов
среды. Жизненные формы и адаптивные типы. Способы передвижения и добычи пиши у
животных.
Водная среда обитания и ее физико-химические особенности (плотность, вязкость, рН,
соленость, температура и пр.). Гидробионты, их приспособления к водной среде. Водносолевой обмен у морских и пресноводных животных. Обитатели дна и толщи воды. Свободноплавающие и прикрепленные формы. Особенности газообмена в водной и
воздушной среде. Солевой состав воды. Животные пресных и соленых водоемов.
Наземно-воздушная среда обитания, ее основные физико-химические свойства.
Разнообразие приспособлений животных к наземно-воздушной среде. Способы
передвижения (ползание, бег, полет) и добычи пищи.
Почва как среда обитания животных. Состав, структура и формирование почв, их
классификация. Физико-химические особенности почвенной среды. Животные - обитатели
почвы. Микро-, мезо- и ме-гафауна почв, ее приспособленность к условиям обитания.
Влияние животных на состав и структуру почв.
Живые организмы как среда обитания. Симбиоз, квартиранство, паразитизм.
Приспособления паразитов к жизни внутри организма хозяина.
Практическая работа. Изучение адаптации животных к среде обитания.
Раздел 3. Особенности животных различных ландшафтно- климатических
зон. (6 часов)
Сравнительная биогеографическая характеристика различных природных зон.
Экологические особенности животных высокогорий, арктических льдов, тундры.
Тундра как относительно неустойчивая экологическая система.
3
Экологические особенности животных тайги и лесов умеренной зоны. Сезонные
изменения фауны. Морфофункциональные и поведенческие особенности лесных
животных.
Животные тропических лесов и их экологические особенности. Видовое разнообразие
фауны тропических лесов.
Характеристика зон степей, саванн и пустынь. Характеристика животных этих зон.
Приспособление к жизни в аридных условиях. Сезонные и суточные изменения фауны
степей и пустынь.
Особенности животного мира ландшафтно-климатических зон Свердловской области.
Раздел 4. Взаимодействие животных с другими организмами (7 часов)
Биотические факторы. Понятие о биоценозе и экосистеме.
Разнообразие типов взаимоотношений животных с другими компонентами биоценозов.
Взаимоотношения растительных и животных организмов. Отношения: хищник-жертва,
паразит-хозяин, комменсализм, мутуализм, нейтрализм и др.
Трофические отношения в живой природе. Плотоядные и растительноядные
животные. Детритофаги. Роль животных в регуляции круговорота веществ и потока
энергии в экосистемах и биосфере. Экологические пирамиды.
Конкуренция животных как экологический фактор их эволюции. Конкуренция
внутривидовая и межвидовая. Конкурентное вытеснение. Биологические методы борьбы с
вредителями сельского хозяйства.
Симбиоз.
Симбиотические
взаимоотношения
животных
с
растениями,
микроорганизмами и другими животными.
Раздел 5. Экология популяций, биоценозов и экосистем (5 часов)
Понятие о популяции. Основные экологические характеристики популяций.
Внутрипопуляционные взаимоотношения.
Динамика и саморегуляция численности
популяций. Оценка состояния и искусственное регулирование численности популяций
животных.
Биоценоз. Примеры различных биоценозов. Видовое разнообразие биоценозов и его
роль в устойчивости экосистем. Оценка состояния фауны биоценозов и мероприятия по ее
сохранению.
Понятие экосистемы. Примеры зооценозов различных экосистем. Функции животных в
экосистемах. Роль животных в пищевых цепях. Консументы I и П порядков, их роль в
круговороте веществ и энергии в экосистемах. Животные-редуценты,
Фауна типичных экосистем Урала. Фауна искусственных экосистем.
Практическая работа. Динамика численности животных
Раздел 6 Животные и человек. Влияние антропогенных факторов на животных. (3
часа)
Антропогенные факторы. Влияние деятельности человека на животных в Свердловской
области: изменение видового состава фауны в результате промышленных загрязнений.
Экологические особенности домашних животных.
Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга. Охрана животного мира.
Охраняемые территории и животные Свердловской области. Акклиматизация и
реклиматизация животных. Применение экологических знаний в рыболовстве,
организации охотничьих хозяйств, заповедников.
Экскурсии. Водоем как экологическая система. Приспособления животных к среде
обитания Взаимодействие животных в биоценозе. Сезонные наблюдения за
жизнедеятельностью птиц и млекопитающих.
4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
Тема урока
Вводный урок.
Раздел 1.Влияние абиотических факторов на животных (7 часов)
2
Среда обитания и условия существования. Предельные условия
существования животных.
3
Пища животных. Способы добычи пищи.
4
Вода в жизни животных.
5
Воздух в жизни животных.
6
Температура среды обитания.
7
Свет в жизни животных.
8
Жилища животных.
Раздел 2. Среды жизни и приспособления к ним животных (6 часов)
9
Водоем как многоэтажное жилище.
10
Взаимосвязи морских животных.
11
Животные пресных водоемов.
12
Свойства почвы как среды обитания животных. Животные – землерои.
13
Спячка и оцепенение.
14
Миграции животных.
Раздел 3. Особенности животных различных ландшафтно
климатических зон(6ч)
15
Животные тундры.
16
Животные лесов умеренной зоны.
17
Животные степей, саванн и прерий.
18
Животные пустынь.
19
Животные тропических лесов.
20
Животные горных областей.
Раздел 4. Взаимодействие животных с другими организмами (7
часов)
21
«Своя» территория. Встреча будущих родителей.
22
Взаимодействие между родителями и детенышами. «Начальники» и
«подчиненные» в группах животных.
23
Хищники и их жертвы.
24
Животные – паразиты и животные – хозяева.
25
Животные – нахлебники.
26
Конкурентные отношения между животными.
27
Взаимовыгодные отношения между животными.
Раздел 5. Экология популяций, биоценозов и экосистем (5 часов)
28
Популяции животных. Как и почему меняется численность животных.
29
Почему некоторые животные становятся редкими. Животные истребленные
человеком.
30
Дикие животные и человек. Одомашнивание животных.
31
Животные в населенных пунктах.
32
Животные в доме человека.
Раздел 6. Животные и человек. Влияние антропогенных факторов на
животных.(3 часа)
33
Красная книга.
34
Заповедники и другие охраняемые территории России.
35
Заповедные территории зарубежных стран.
5
Практические работы
№ п/п
1
Вид контроля
Практическая работа № 1
2
3
Практическая работа № 2
Практическая работа № 3
Тема
«Изучение влияния факторов среды (света) на
животных »
Изучение адаптации животных к среде обитания.
Динамика численности животных
6