Методические рекомендации_Индивидуальный проект_Написание_Защита (1)

МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ПРОЕКТА

Оглавление
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
2. ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ

3
6

3. АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

6

4. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕОСНОВНЫХ

6

ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
5. ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

7

6. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ

21

7. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ

25

2

1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Под понятием «проект» понимается творческая, завершенная работа,
соответствующая возрастным возможностям учащихся.
Цель проектной деятельности– получение такого результата, который может
быть, как социально, так и личностно значим.
Социальный характер проявляется в том, что работа окружающим нравится и
практически используется, например, в оформлении класса, школы или дома.
Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое
собственное “Я” через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного
решения, оценивание своей работы и получение от нее удовольствия.
Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый
обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью
продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания
избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать
и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно- творческую,
иную).
Индивидуальный итоговый проект может быть:

информационного,

творческого,

социального,

прикладного,

инновационного,

конструкторского,

инженерного.

Результат проектной деятельности должен иметь практическую
направленность.

Исследовательский проект (проект направлен на решение конкретной
проблемы, направленной на достижение оптимальным способом заранее
запланированного результата. Доказательство или опровержение какой-либо
гипотезы через сбор, анализ и обобщение соответствующей информации с
последующим представлением для широкой аудитории).

Информационно-познавательный проект (проект, целью которого является
сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью её анализа, обобщения
и представления для широкой аудитории).

Социальный проект (проект, который направлен на выявление причин
актуальных и перспективных социальных проблем, выработка оптимальных
вариантов решения. Привлечение интереса молодежи (обучающихся) к актуальным
проблемам общества и поиск ресурсов для её решения).
Творческий проект (проект, направленный на создание какого
 какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный,

нестандартный подход к оформлению результатов работы).
 Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из
следующих работ:
 письменная работа (памятка, буклет, анкета, аналитические материалы);
 художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде
прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной
декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и
др.;
 материальный и информационный объект, сайт, приложение, макет,
модель, иное конструкторское изделие;
 отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать
как тексты, так и мультимедийные продукты.
Проект обучающихся оценивается по итогам рассмотрения комиссией
итогового продукта, краткой пояснительной записки и презентации с учетом
отзываруководителя.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области
деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской,
социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

сформированность
навыков
коммуникативной,
учебноисследовательской деятельности, критического мышления;

способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальнойдеятельности;

сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий
при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;

способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования аргументации результатов исследования на
основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в рамках
самостоятельной работы, специально отведенной учебным планом, и должен
быть представлен в виде завершенного учебного исследования или
разработанного проекта. Проекты, выполняемые обучающимися, могут быть
4

отнесены к одному из типов: исследовательский; инженерный;
инновационный;
предпринимательский,
технологический,
инфраструктурный, социальный, информационный, арт-проект, игровой.
Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов:
1.
Подготовительный

определение руководителей проектов;

поиск проблемного поля;

выбор темы и её конкретизация;

формирование проектной группы.
2.
Поисковый

уточнение тематического поля и темы проекта, её конкретизация;

определение и анализ проблемы;

постановка цели проекта.
3.
Аналитический

анализ имеющейся информации;

поиск информационных лакун;

сбор и изучение информации;

поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ
альтернативных решений), построение алгоритма деятельности;

составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

анализ ресурсов.
4.
Практический

выполнение запланированных технологических операций;

текущий контроль качества составления проекта;

внесение (при необходимости) изменений в разработку проекта.
5.
Презентационный

подготовка презентационных материалов;

презентация проекта;

изучение возможностей использования результатов проекта.
6.
Контрольный

анализ результатов выполнения проекта;

оценка качества выполнения проекта.
Для защиты индивидуальных итоговых проектов создаётся специальная
экспертная комиссия, Состав комиссии определяется администрацией школы

5

2.

ПРОБЛЕМАТИКА, ВЫБОР ТЕМЫ

Как найти интересную тему для проекта?
В первую очередь ответьте для себя на следующие вопросы. Они помогут Вам
выбрать тему так, чтобы заниматься исследованием было действительно интересно.
 Что мне интересно больше всего?
 Чем я хочу заниматься в первую очередь?
 Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
 Что из изученного хотелось бы узнать более глубоко?
 Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Требования к выбору темы исследования
1. Тема должна быть интересна для Вас не только на данный, текущий момент, но и
востребована в будущем.
2. Тема должна быть актуальной.
3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.
4. Тема может содержать спорный момент

3.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Найти проблему – что надо изучать.
Тема – как это назвать.
Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
Цель исследования – какой результат предполагается получить.
Гипотеза – что не очевидно в объекте.
Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
Методика исследования – как и что исследовали.
Результаты исследования – собственные данные.
Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
Значимость – как влияют результаты на практику.

СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕОСНОВНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Требования к содержанию
Титульный лист
Оглавление/ содержание
Введение
Глава 1 (теоретическая часть)
Глава 2 (практическая часть)
Заключение
Список литературы

4.

6

Приложение
Структура

Требования к содержанию

Титульный
лист

Титульный лист является 1-й страницей работы. Титульный
лист не нумеруется.
Параметры страницы: ориентация листа – книжная,
поля: верхнее – 2 см, нижнее – 1,5 см, левое – 2 см, правое –
1,5 см, шрифт – Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5.
В верхней части титульного листа указывается
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области, Муниципальное образование «город
Екатеринбург», район города, к которому относится данная
муниципальная образовательная организация, полное
наименование муниципальной образовательной организации,
представляемой автором проекта
Название проекта указывается с заглавной буквы, регистр
– как в предложениях, без кавычек (за исключением случаев,
когда кавычками выделена безабзацная прямая речь и цитаты,
условные (собственные) наименования, слова, которые
употребляются в необычном, ироническом, особом значении).
Фамилия, имя, отчество автора (авторов) проекта
указываются в алфавитном порядке.
Класс обучения указывается без литеры. Информация
о каждом авторе указывается с новой строки.
Фамилия, имя, отчество научного руководителя (руководителей)
проекта указываются в алфавитном порядке.
Должность указывается в соответствии со штатным
расписанием организации.
Внизу страницы по центру указывается год написания проекта.

7

Пример оформления титульного листа
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное образование «город Екатеринбург»
Орджоникидзевский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №167

Индивидуальный проект
Екатеринбург XIX века в мемуарах горожан

Автор проекта: Иванов Антон Михайлович,
10 класс
Руководитель проекта: Кириллова Ирина
Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы

20______

Проблема, тема проекта
ПРОБЛЕМА и тема проекта взаимосвязаны
ПРОБЛЕМА - это
вопрос или комплекс вопросов, решение которых
представляет интерес для ….
ПРОБЛЕМА - это задача, содержащая противоречие, не имеющая
однозначного ответа и требующая исследования и поиска решений.
Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную
пользу участникам исследования. Затем это надо назвать –тема.
Требования к формулировке темы
Выразить в ней главное содержание всего исследования, обозначить объект и
предмет исследования.
Придать теме адресность, т.е. сделать ее доступной и понятной для тех, кто будет
участвовать в ее разработке, а также понятной, на кого она направлена.
Сделать ее лаконичной, без лишних слов, удобной для быстрого прочтения, да к
тому же благозвучной.
Должна быть понятной, доступной (научность языка в меру).
Структура

Требования к содержанию

Оглавление

В оглавлении указываются основные разделы
работы (введение, названия глав и параграфов,
заключение, список литературы, названия
приложений) с указанием страниц. Последнее
слово каждого заголовка соединяют отточием с
соответствующим номером страницы (работа
должна содержать автособираемое оглавление).
Заголовки оглавления должны точно повторять
заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой
формулировке, последовательности по сравнению с
заголовками в тексте нельзя.

Пример:
Содержание
Введение…………………………………………………………….……….…..2
1.Теоретическая часть
1.1.История создания Лего …………………………………………………...3
1.2.История возникновения названия…………………………………… ..…3
1.3.Разнообразие игр конструктора ЛЕГО…………………………………..3
1.4. ЛЕГО-конструирование–модная игра или серьёзное занятие?..............4
1.5. Интересные ЛЕГО-факты…………………………………………………4
2. Практическая часть
2.1. Методы и материалы исследования ………….……………………...…5
2.2. Результаты анкетирования …………….…………………………….….6
2.3. Организация выставки.. …………………………………………...…….7
2.4. Организация эксперимента………………………………………….…..7
Заключение………………………………………………………..…………..…8
Список литературы и Интернет-ресурсов…………………….………………9
Приложение…………………………………………………………………….10
Структура

Требования к содержанию

Введение

Введение – очень ответственная часть работы, она ориентирует
читателя в раскрытии темы, а также содержит важные
характеристики. Во введении кратко обосновывается
актуальность выбранной темы, формулируются цель, гипотеза
и задачи, указываются объект и предмет исследования,
избранный метод (или методы) исследования, определяются
хронологические рамки исследования, приводится краткий
обзор существующих источников и литературы по данной
проблеме, оговаривается, на основании каких источников
написано данное исследование.

Тема работы и обоснование выбора темы
Фразы-шаблоны для исследовательской работы:
- Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
- Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … /
задумался над этим вопросом, когда …
- Мне всегда было интересно, почему …
- Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало … - Тема
нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
- В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь
… и выбрал … в качестве темы своего исследования.

- Я заинтересовалась … после того, как однажды …
- Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
Актуальность выбора темы
АКТУАЛЬНОСТЬ (важность) темы - ее значимость для развития мыслительной и
практической деятельности человека
•
почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать
• почему была выбрана именно эта тема, чем она тебя заинтересовала
Фразы-шаблоны для исследовательской работы
- Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
- … стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не
задумываясь …
- В современном мире … имеет большое значение, так как …
- В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
- Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
- Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
- Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания
…
- Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Предмет и объект исследования
После актуальности проблемы исследования во введении исследовательской работы
записывают объект и предмет исследования по индивидуальному проекту
обучающегося. Рассмотрим в чем разница между предметом и объектом
исследования, что называется объектом и предметом исследования в проектной или
исследовательской работе обучающегося.
Объект исследования - это то, что будет взято обучающимися для изучения
и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или
живое существо
В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда
предмет или живое существо, это может быть процесс или явление
действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на
вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта,
его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта,
будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования
содержится в ответе на вопрос: что изучается?
11

В исследовательской работе объект и предмет исследования, цель, задачи и методы
исследования формулируются и записываются во введении проекта.
Примеры
ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРЕДМЕТ
ИССЛЕДОВАНИЯ

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

питьевая вода

качество
воды

Оценка качества питьевой
воды
потребляемой
жителями г. Екатеринбурга

подростки

привязанность
влюбленность

устная и письменная
публичная речь

старославянизмы

конструктор ЛЕГО

питьевой

и

скорость
сборки
моделей конструктора
ЛЕГО

Возникновение
привязанности
и
влюбленности у подростков
Особенности
функционирования
старославянизмов
современной
устной
письменной речи

в
и

Факторы, влияющие на
скорость
сборки
конструктора ЛЕГО

Цель исследования
это конечный (конкретный) результат, которого
исследователь по завершении своей работы
- выявление взаимосвязи неких явлений…………..
- изучение развития явлений……….
- описание нового явления……….
- обобщение………….
- выявление закономерностей………..
- создание классификаций………….
- изготовление……………
- оценка……………….
- и др.

хотел

бы

достичь

Гипотеза
Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том,
каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель
будут успешно реализованы.
12

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые
логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или
опровергают.
Гипотеза обязательно выдвигается в исследованиях, предполагающих
эксперимент, направленный на подтверждение гипотезы. В исследованиях по
истории какого-либо явления гипотеза, как правило, не предусматривается.
Примеры выдвижения гипотезы:
Цель: «Изучение развитие любознательности детей школьного возраста».
Гипотеза: Успешное развитие любознательности детей школьного возраста станет
возможным, если грамотно организовать совместную деятельность детей и взрослых
на основании новейших учебных разработок.
Задачи исследования
Задачи исследования - это выбор путей и средств достижения цели в
соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи показывают, что вы собираетесь
делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем,
отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для
экспериментальной.
Например:
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие
задачи: Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
(познакомиться, понаблюдать, провести анкетирование, эксперимент, изучить,
узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, измерить,
сравнить, показать, собрать, сделать сравнительный анализ, составить методические
рекомендации, обобщить полученные результаты, установить, рассчитать,
разработать, проследить и т.д)
Методы исследования
Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской
работы (иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской
работы или проекта, однако правильнее использовать первый вид записи).
Основные методы исследования
Изучение литературы и других источников информации
Методы эмпирического уровня:
 наблюдение;
 интервью;
 анкетирование;
 опрос;
 собеседование;
 тестирование;
 фотографирование;
13

счет;
 измерение;
 сравнение.
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления
или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и
формулируются выводы.
Методы экспериментально-теоретического уровня:
 эксперимент;
 лабораторный опыт;
 анализ;
 моделирование;
 исторический;
 логический;
 синтез;
 индукция;
 дедукция;
 гипотетический.
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их,
систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и
следствия.
Методы теоретического уровня:
 изучение и обобщение;
 абстрагирование;
 идеализация;
 формализация;
 анализ и синтез;
 индукция и дедукция;
 аксиоматика.
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование
собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и
теоретические обобщения.


Структура

Требования к содержанию

Основная часть

В основной части содержится информация,
собранная и обработанная автором в ходе
исследования, излагаются основные факты,
описывается техника исследования, излагаются
полученные результаты. Основная часть делится на
главы и (или) параграфы.

14

Глава 1 обычно содержит итоги анализа
специальной
литературы,
теоретическое
обоснование темы исследования;
Главы 2-3 описывают практические этапы работы,
интерпретацию данных, выявление определенных
закономерностей в изучаемых явлениях в ходе
эксперимента
В главах 2-3 описывают, где, когда, кем и как
проводились опыты или наблюдения, сколько их
было проведено, с какой точностью проводились
измерения и подсчеты, какие способы обработки
первичных данных вы использовали
Каждая глава завершается выводами.
Первая глава (теоретическая) - это основные термины и понятия, история
вопроса
Фразы-шаблоны для исследовательской работы
- В начале обратимся к истории вопроса …
- История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий,
например … , а также на сайте … Впервые ….
- Из книги … мы узнали, что …
- Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
- По мнению Иванова В.В. …
- Возможно, это связано …
- Кроме того, …
- Интересно, что …
- Распространённым является мнение, что …
- При этом необходимо подчеркнуть, что …
- Ключевые понятия для нашего исследования – это ….… называется …
- На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
- Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как
- Петров В.В. понимает под термином …
- Сидоров С.С. рассматривает … как …
-Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение … — это …
- Сайт … предлагает следующее определение понятия …
- В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
- Принято считать, что …
- Общеизвестным считается …

•
•

Вторая глава (практическая) содержит
инструментарий исследования
описание проводимого эксперимента
15

•
•
•

способы обработки данных эксперимента
саму обработку данных в табличном графическом или ином варианте
выводы по проводимому эксперименту, позволяющему оценить
правильность выдвинутой гипотезы или признать её ошибочность
Вторая глава (описание исследования)
Фразы-шаблоны для исследовательской работы
- Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди
учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством
анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие …
учащихся и … родителей.
- Респондентам были заданы следующие вопросы: …
- Исследование проводилось на материале …
- В качестве материала для исследования мы взяли ….
- Источником примеров стали …
- Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
- На рисунке 2 вы можете видеть …
- На рисунке 3 представлены …
- В данном случае мы видим … / имеем дело с …
- При этом нельзя не отметить …
- Обращает на себя внимание тот факт, что …
- Диаграмма показывает …

Структура

Требования к содержанию

Выводы
(заключение)

Заключение – это не просто перечень полученных
результатов. Необходимо указать, удалось или нет достигнуть
поставленной цели, показать практическую значимость
работы.
подводятся
 итоги теоретического и практического исследований
 делаются выводы
содержится
 оценка результатов исследования
 отмечается практическая значимость исследования
даются
 рекомендации по использованию и внедрению
результатов исследования в практическую деятельность
определяются
 перспективы дальнейшей работы (если необходимо)

16

Выводы по главам
Фразы-шаблоны для исследовательской работы:
- На основании всего вышесказанного мы можем констатировать
- Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
- Таким образом, мы видим …
- Следовательно …
- Очевидно, что …
- Как видно из всего, сказанного выше …
- Из вышесказанного следует, что …
- Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
- Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
- Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
- В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
- В заключении необходимо отметить …
- Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
- Главный вывод, который я сделал: …
- В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
- Таким образом, мы убедились …
- Все вышесказанное доказывает, что …
- На основании вышесказанного логично предположить, что
- Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
- Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
- Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую
закономерность: …
Перспективы дальнейшего исследования Фразы-шаблоны для исследовательской
работы:
- Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более
подробном / детальном изучении …
- В перспективе было бы интересно …
- На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
- Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению, было бы
интересно изучить …
- Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. - Исследования в этом
направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но
и…
Назначение работы - Исследование может быть полезно и интересно учащимся
школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется
- Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
- Работа может представлять интерес для …
- Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке
уроков / конкурсов / викторин по теме ….
- Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …

Своей работой я хотел привлечь внимание к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты
легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …
Что дала работа самому исследователю Фразы-шаблоны для исследовательской
работы:
- В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
- Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть
…
- В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что
полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
- Результаты исследования заставили меня задуматься …
- Больше всего сложностей вызвало у меня …
- Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …
Структура

Список литературы

Требования к содержанию
В список литературы заносятся публикации,
издания и источники, использованные автором,
пронумерованные, расположены в алфавитном
порядке. Оформление по ГОСТ 7.1-2003
В тексте работы должны быть ссылки на тот или
иной
научный
источник
(номер
ссылки
соответствует порядковому номеру источника в
списке литературы).

Пример оформления списка литературы
(в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 с изменениями на 21.12.2017)
Правила оформления списка литературы
Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической
силой:
 международные законодательные акты – по хронологии;
 Конституция РФ;
 кодексы – по алфавиту;
 законы РФ – по хронологии;
 указы Президента РФ – по хронологии;
 акты Правительства РФ – по хронологии;
 акты министерств и ведомств в последовательности – приказы,
постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту, акты – по
хронологии.
Образец оформления списка литературы
18

На книгу:
Цыганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Интеллектуальное предприятие:
механизмы овладения капиталом и властью. М.: Университетская книга, 2004. – 770
с.
На статью из журнала:
Кузнецов Л.А. Системное представление финансово-хозяйственной
деятельности предприятия // Проблемы управления. – 2003. – № 3. – С. 39 –48.
Akers S.B. Binary decision diagrams // IEEE Trans. Computers. – 1978. – Vol. C27, N 6. - P. 509 – 516.
На статью из сборника:
Абашкина Е.О. Рынок труда и уровень жизни населения России: нелинейные
методы анализа и прогнозирования // Информация и экономика: теория, модели,
технологии: Сб. науч. тр. – Барнаул, 2002. – С. 80 – 111.
На доклад из сборника трудов конференции:
Рыков А.С., Лановец В.В., Матвиенко М.Ю. Система конструирования и
исследования алгоритмов деформируемых конфигураций // Тр. междунар. конф.
«Идентификация систем и задачи управления» SICPRO’2000 / Ин-т пробл. упр. – М.,
2000. – С. 5 – 9.
Hu B., Mann G., Gosine R. How to evaluate fuzzy PID controllers without using
process information // Proc. of the 14-th World Congress IFAC. – Beijing, 1999. –P. 177
–182.
Нижегородцев Р.М. Импульсное моделирование миграционных процессов //
Проблемы управления безопасностью сложных систем: Материалы IX междунар.
конф. – М., 2001. – С. 150 –155
На автореферат диссертации:
Венков А.Г. Построение и идентификация нечетких математических моделей
технологических процессов в условиях неопределенности: Автореф. дис. канд. техн.
наук. – Липецк: ЛГТУ, 2002.–20 с. или Автореф. дис д-ра экон. наук.
На книгу под редакцией:
Справочник по теории автоматического управления / Под ред. А.А.
Красовского. – М.: Наука, 1987. – 712 с.
На авторские свидетельства и патенты:
А. с.1007970 СССР. Устройство для захвата деталей / В.С. Ваулин, В.Г.
Кемайкин // Бюл. – 1981. – № 12. – С. 136.
Пат. 2012345 РФ. Датчик уровня / И.С. Сидоров // Бюл. – 2001. – № 1. – С. 96.
Пат. 4050242 США. Multiple bypass – duct turbofan and method of operating same
/ D.J. Dusa. Опубл. 27.09.77.
Ссылки на электронные ресурсы
При составлении ссылок на электронные ресурсы следует учитывать некоторые
особенности.
В затекстовых ссылках электронные ресурсы включаются в общий массив ссылок, и
поэтому следует указывать обозначение материалов для электронных ресурсов –
19

[Электронный ресурс].
«В примечаниях приводят сведения, необходимые для поиска и характеристики
технических спецификаций электронного ресурса. Сведения приводят в следующей
последовательности: системные требования, сведения об ограничении доступности,
дату обновления документа или его части, электронный адрес, дату обращения к
документу».
Электронный адрес и дату обращения к документу приводят всегда. Дата обращения
к документу – та дата, когда человек, составляющий ссылку, данный документ
открывал, и этот документ был доступен.
Системные требования приводят в том случае, когда для доступа к документу нужно
специальное программное обеспечение, например Adobe Acrobat Reader, Power Point и
т.п.
Примеры списка электронных ресурсов:
Орехов С.И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности //
Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный
научный журнал. – 2006 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat
Reader. – URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения:
10.01.2007).
2.
Парпалк Р. Общение в Интернете // Персональный сайт Романа Парпалака. –
2006. – 10 декабря [Электронный ресурс]. URL:
http://written.ru (дата обращения: 26.07.2006). Ресурсы удаленного доступа
(INTERNET)
1. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им.М.В.
Ломоносова [Электронный ресурс] / Ред. В. Румянцев. – М., 2001. – Режим доступа :
http://hronos.km.ru/proekty/mgu
1.

Структура
Приложение

Требования к содержанию
Приложения должны тщательно отбираться и
иллюстрировать наиболее яркие моменты работы. В
приложения
рекомендуется
включать
вспомогательные или дополнительные материалы,
если они помогут лучшему пониманию полученных
результатов: копии редких документов, различные
анкеты и таблицы, графики, диаграммы, схемы,
фотографии, рисунки.
Каждое приложение начинается с новой
страницы и имеет своё обозначение
Объём приложений (как правило) не
ограничен и не включается в обязательное
20

количество страниц
Приложения
нумеруются.
Обязательны
ссылки на приложения в тексте исследования,
например: (Приложение 1).

5. ОФОРМЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Проект оформляется в пластиковой папке-скоросшивателе прозрачной верхней
обложкой. Текст проекта печатается на белой бумаге формата А4 с одной стороны
листа. Листы вкладываются по одному в файл, файлы скрепляются в папкускоросшиватель с прозрачной верхней обложкой. Индивидуальный проект
структурируется следующим образом:
1. Титульный лист
2. Содержание (автособираемое оглавление)
3. Введение,
4. основную часть,
5. заключение,
6. список литературы,
7. Приложения
Таблица 1
Требования к оформлению индивидуального проекта
Требование

Содержание требования

Объем

не менее 15 страниц компьютерного текста

Оформление

текст печатается на одной стороне листа белой
бумаги формата A4

Интервал

1,5

Шрифт

«Times New Roman»

Размер

14

Выравнивание

по ширине

21

Кавычки
Параметры страницы

«кавычки-елочки»
– поля: верхнее и нижнее поле – 2 см,
– правое – 1,5 см,
– левое - 3 см;

Отступ

– (красная строка) первой строки – 1,5 см;
– отступ абзаца на 1,25. см

Нумерация страниц

 арабскими цифрами,
 сквозная, от титульного листа, при
этом номер страницы на титульном листе
не проставляют

 проставляется со второй страницы,
 порядковый номер страницы ставится в
правом нижнем углу
Введение, названия глав,
заключение,
список
использованных
информационных
источников

 с новой страницы заглавными
буквами по центру полужирным
шрифтом, в конце точка не ставится

Оформление глав
выделены
полужирным
шрифтом
Оформление
параграфов
выделены
полужирным
шрифтом
Расстояние
между
названием параграфа,
предыдущим и
последующим текстом

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ О ФИЗИКЕ-НАУКЕ

Список
использованных
информационных
источников

не менее 10

Параграф

не менее 3 страниц

1.2. Физика прошлого

одна свободная строка

22

Иллюстрации

Рисунок 1 – Сведения о количестве
учреждений социального обслуживания семьи
и детей
Таблицы

Подстрочные ссылки

Таблица 3. Местность проживания респондентов
Варианты ответа

Абс.

%
%

в городе

307

7
6
,
2

в сельской местности

90

2
2
,
3

«Текст цитаты в тексте работы.»1
«Текст цитаты в тексте работы.»2

Иванов И.И. Теоретические основы.-М.:, 2020.С.25.
1

Там же. - С.25.
первое место ставится номер источника в списке
литературы, на второе – номер страницы, с
которой
непосредственно
взята
цитата
(например: [8, с. 12]). При этом текст цитаты
начинается и заканчивается кавычками и
приводится в той грамматичной форме, в
которой он подан в источнике, с сохранением
особенностей авторского написания
2

Ссылки на издания из
списка литературы

23

Сокращения

НЕЛЬЗЯ
разделять
общепринятые
сокращения (РФ, США и др.), отделять
инициалы от фамилии,
разделять составляющее одно число цифры,
отделять РФ, ФГОС ООО и т.д.
сокращения
в
тексте
должны
быть
расшифрованы (внизу страницы под чертой шрифт Times New Roman, 10 пт);

6. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ
РЕКОМЕНДАЦИЯ
«Как подготовить текст для выступления на защите проекта»
1. Текст защиты пиши заранее. Кратко, в виде тезисов сформулируй
положения проекта или исследования. Для каждого тезиса подбирай доказательства:
факты, примеры, цифры.
2. Учитывай основной тезис, цели и задачи, которые ставили в проекте. Текст
выступления свяжи с проблемами, интересами аудитории, перед которой будешь
выступать.
3. Заинтересуй аудиторию проблемами, которые решаются совместно со
слушателями.
4. Воспользуйся тезисами. В ходе выступления могут возникнуть различные
ситуации. Важно не потерять ход мысли, логическую связь между тезисами,
предложениями, иметь в запасе примеры, аргументы, логические переходы.
4.5. Учитывай рекомендации к речи автора проекта:
– на все выступление отводится не более 7 минут;
– защита – это не пересказ всего содержания работы;
– выступление не должно повторять текст слайдов компьютерной
презентации.
5. Запомни набор фраз, которые помогут подготовиться к защите проекта:
«Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию предлагается исследовательская
работа на тему… Работа состоит из трех разделов: Введение… Основная часть,
которая включает в себя главу 1 и главу 2. В первой главе рассматривается
проблема…. Вторая глава посвящена исследовательской работе. Заключение…
Актуальность данной работы определяется тем, что… Проблема
заключается в… Объект исследования – это… (вариативно). Предметом нашего
исследования является… (вариативно). Цель исследования… Гипотеза…
В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами были
сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать литературу, посвященную…, с целью установления....
24

2. Выявить… (Далее перечисляются основные задачи). Для решения
поставленных задач нами был использован следующий комплекс методов и
методик…
Переходим к обсуждению наиболее значимых для нашего исследования
результатов. Мы получили следующие результаты: …
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы…
(указание на гипотезу). Далее основные доказательства, выводы. Можно
предположить, что… (утверждение).
Практическая значимость работы определяется возможностью
использования...
Благодарю за внимание!».

7. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Общие требования:
1. На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая
информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение
мыслей докладчика, но не наоборот;
2. Количество слайдов должно быть не более 10-12;
3. При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5
минуты; 4. Не стоит заполнять слайд большим количеством информации.
Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;
Примерный порядок слайдов:
 1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор, руководитель,
рецензент, дата);
 2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна, на
каких материалах базируется работа);
 3 слайд – Цели и задачи работы;
 4 слайд – Методы, применяемые в работе;
 5…n слайд – Основная часть;
 n+3 слайд - Практическая часть
 n+1 слайд – Заключение (выводы);
 n+1 слайд – Спасибо за внимание! (подпись, возможно выражение
благодарности тем, кто руководил, рецензировал и/или помогал в работе).
Правила шрифтового оформления:
1. Рекомендуется использовать шрифты с засечками (Georgia, Palatino, Times New
Roman);
2. Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);
3. Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для
смыслового выделения ключевой информации и заголовков;
4. Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;
5. Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру
Правила выбора цветовой гаммы:
1. Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей
презентации. Основная цель – читаемость презентации;
2. Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светлозеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);
25

3. Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо
читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);
4. Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.
Графическая информация:
1. Рисунки, фотографии, диаграммы должны быть наглядными и нести
смысловую нагрузку, сопровождаться названиями;
2. Изображения (в формате jpg) лучше заранее обработать для уменьшения
размера файла; 3. Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера
слайда;
4. Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).
Типичные недочеты и ошибки при создании презентаций
Перегрузка слайдов подробной текстовой информацией (не более трех мелких
фактов на слайде и не более одного важного);
 Неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде.
 Орфографические и стилистические ошибки, недопустимы.
 Нельзя написать на слайдах абсолютно все, что Вы будете говорить
Лучше всего придерживаться одного правила: один слайд – одна мысль.
Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде дается тезис и
несколько его доказательств.
Проверь презентацию перед защитой
 . Сохрани презентацию на любой носитель информации (USB-носитель и пр.).
 Отрепетируй свое выступление вместе с показом слайдов.
 Проверь, как будет выглядеть презентация на проекционном экране.
Учитывай, что некоторые оттенки проектор может исказить. Попроси
руководителя проекта пролистать слайды и посмотри, как слайды смотрятся
из разных мест аудитории, в которой будешь выступать. Обрати внимание,
хорошо ли каждый зритель видит текст, подписи к рисункам.

26

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».