МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 167 ПРИНЯТО решением Педагогического совета Протокол №1 от «30» августа 2024 УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ СОШ № 167 № 97 от 30.08.2024 г. Приложение к адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МАОУ – СОШ № 167 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД Екатеринбург Пояснительная записка Учебный план МОУ СОШ №167 (далее-школа), реализующий адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) (далее - АООП ООО ТНР) обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, установленных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО). Учебный план утвержден с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся школы, принят решением Педагогического совета школы. Нормативно-правовые основания составления учебного плана: Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» № 287 от 31 мая 2021 г.; СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” от 22.03.2021 №115; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации " Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 24.11.2022 № 1025 (зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 № 72653). Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации “Об утверждении Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания” от 28.01.2021 №2 (далее СанПиН 1.2.3685-21); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников” от 21.09.2022 № 858; Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с ОВЗ (ЗПР); Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №167. Учебный план основного общего образования МАОУ СОШ № 167 на 2024-2025 учебный год предусматривает 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. При формировании учебного плана учитываются требования ФГОС ООО, согласно которым количество учебных занятий должно составлять на уровне основного общего образования – не менее 5058 часов и не более 5848 часов за 5 лет обучения. Учебный год начинается 02 сентября. Продолжительность учебного года для обучающихся 5-9 классов – 34 учебных недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней. Учебный план ориентирован на пятидневную учебную неделю в соответствии с календарным учебным графиком ОУ на 2024-2025 учебный год. Пятидневная недельная нагрузка в 5-х классах составляет 29 учебных часов, в 6-х классах – 30 часов, в 7-х – 32 часа, в 8-х и 9-х – 33 часа. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет для обучающихся 5- 6 классов – не более 6 уроков, для обучающихся 7-9 классов – не более 7 уроков. В течение учебного года (включая каникулярное время) в образовательную деятельность включены образовательные экскурсии, социальные практики и другие мероприятия, предусмотренные основной образовательной программой основного общего образования ОУ. При проведении занятий по иностранному языку (английскому), технологии, информатике проводится деление обучающихся (при наполняемости класса 25 человек и более) на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. Формы промежуточной аттестации обучающихся Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МАОУ СОШ № 167. Промежуточная аттестация обучающихся по предметам, курсам учебного плана проводится в конце учебного года. Формы промежуточной аттестации обучающихся определены в Положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости в МАОУ - СОШ № 167. Форму текущей аттестации определяет учитель. Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждаемым Министерством просвещения РФ. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов для всех обучающихся на уровне основного общего образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть представлена следующими учебными предметами: Русский язык, Литература, Иностранный язык (английский), История, Обществознание, География, Основы духовно-нравственной культуры народов России, Математика, Информатика, Физика, Биология, Химия, Изобразительное искусство, Музыка, Технология (труд), Физическая культура, Основы безопасности и защиты Родины. В 7-9 классах в рамках предметной области «Математика и Информатика» для достижения обучающимися предметных результатов освоения программы основного общего образования учебный предмет «Математика» включает результаты освоения рабочих программ учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Учебный предмет «История» предметной области «Общественнонаучные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». При реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в учебном курсе «История России» количество часов на изучение учебного предмета «История» в 9 классе увеличено на 0,5 часа, за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений. С целью укрепления здоровья, содействию гармоничному развитию и всесторонней физической подготовленности обучающихся при реализации учебного плана количество часов на учебный предмет «Физическая культура» составляет 2 часа, третий час рекомендуется реализовывать за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счет посещения спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 и 6 классах обеспечивает знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, базовых национальных ценностей, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках и поведении; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Все обязательные учебные предметы в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся обеспечивают достижение предметного результата, включающего умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально - проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами; формирование универсальных учебных действий и достижение личностных результатов. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Учебный план имеет необходимое кадровое, учебно-методическое, материальнотехническое, управленческое обеспечение, отражает необходимый объем содержания, являющийся обязательным на каждом уровне образования, специфику работы школы, инновационное развитие. Промежуточная аттестация Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах,периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ № 167». Промежуточная атгестация проводится в апреле — мае текущего года с учётом психофизического состояния обучающихся. Обучающиеся с OB3 имеют право на проведение промежуточной аттестации в иных формах: – особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных и индивидуальных особенностей обучающихся; – привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); – присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка для детей с OB3; – возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; – увеличение времени на выполнение заданий; – адаптирование инструкции с учетом особых образовательных особенностей и индивидуальных трудностей обучающихся: 1. упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2. упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3. в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентам 4. при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных особенностей и индивидуальных трудностей обучающихся (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому исемантическому оформлению и др.). Результаты промежуточной аттестации оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с нормами оценки знаний по данному учебному предмету. Отметка по итогам промежуточной аттестации выставляется в электронный журнал. Годовые отметки по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, определяются как среднее арифметическое четвертных отметок и отметки по результатам годовой письменной работы, выставляются всем обучающимся в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Освоение основной образовательной программ основного общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Учебный план МАОУ СОШ №167 на уровне основного общего образования для обучающихся с ТНР для V- IX классов на 2024– 2025 учебный год (недельный/годовой) Предметныеобласти Учебные предметыКлассы 5 6 7 8 Обязательная часть Филология Математика и информатика Общественно- научные предметы Естественнонаучные предметы Искусство Технология Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Основы духовно- нравственной культуры народов России Итого Русский язык Литература Иностранный язык (английский) Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История России. Всеобщая история Обществознание География Физика Химия Биология Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Основы духовно- нравственной культуры народовРоссии Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наглядная геометрия Экология Экология животных Финансовая грамотность Практикум по решению математических задач Черчение Черч Учебные недели Всего часов в год Максимально допустимая недельная нагрузка(при 5-дневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами 5/170 3/102 6/204 3/102 4/136 2/68 3/102 3/102 2/68 1/34 1/34 2/68 1/34 2/68 2/68 1/34 1/34 1/34 2/68 2/68 - 3/102 3/102 2/68 1/34 1/34 2/68 1/34 2/68 2/68 2/68 2/68 1/34 1/34 1/34 2/68 - 27/918 29/986 30/1020 31/1054 3/102 5/170 2/68 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 2/68 1/34 2/68 1/34 1/34 34 29/986 29 3/102 5/170 2/68 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 2/68 1/34 1/34 1/34 2/68 1/34 1/34 34 30/1020 30 34 32/1088 32 3/102 2/68 2/68 1/34 1/34 34 33/1122 33 9 3/102 3/102 3/102 3/102 2/68 1/34 1/34 2,5/85 1/34 2/68 3/102 2/68 2/68 1/34 1/34 2/68 32,5/1105 0,5/17 0,5/17 34 33/1122 33 Внеурочная деятельность (включая коррекционную работу) Коррекционная работа 5 2 2 6 2 2 7 2 2 8 2 2 9 2 2 Коррекционный курс: «Логопедические занятия» Коррекционный курс: «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические) Занятия по программам внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 1 1 1 1 1 Занятия направленные на удовлетворение профориентационных интересов обучающихся «Россия – мои горизонты» 1 1 1 1 Подготовка и проведение мероприятий плана воспитательной работы в рамках школьного плана воспитательной работы Общешкольные дела, акции, концерты, смотры, коллективно- творческие дела, 1 1 1 1 1 праздники, заседания, агитбригады, декады Подготовка и проведение мероприятий в рамках плана воспитательной работы в классе Классные часы, беседы, тренинги, диспуты, праздники, классные дела 1 1 1 1 1 Участие в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности Соревнования, кроссы, сборы, веселые старты, игровые программы, эстафеты, 1 1 1 1 1 районные и городские соревнования, посещение спортивных секций в школе Участие в мероприятих интеллектуально-творческой направленности Олимпиады, фестивали, конкурсы, викторины, конференции, проектная 1 1 1 1 1 деятельность, предметные недели