МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 167 ПРИНЯТО решением Педагогического совета Протокол №1 от «30» августа 2024 УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МАОУ СОШ № 167 № 97 от 30.08.2024 г. Приложение к Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития УЧЕБНЫЙ ПЛАН основного общего образования для обучающихся с ЗПР Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 167 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД г. Екатеринбург, 2024 1 1. Общая характеристика учебного плана Учебный план : – фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР; – определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; – распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Для обучающегося с ЗПР может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок. Данный индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из нижеуказанных задач: – усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально ориентированные трудности (за счет часов части учебного плана, определяемой участниками образовательных отношений); – проведение коррекционных курсов по программе коррекционной работы и, при необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с "Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы" за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю; – организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по обязательнымучебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей в обучении; – реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, склонностей,способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в обучении. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участникамиобразовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на их и зучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапеобучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования. Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с 3ПP и необходимую коррекцию недостатков в развитии или другие интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; 2 другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся с 3ПP. 1.2. Нормативная база Учебный план для 5-9 классов МАОУ СОШ № 167 в 2024-2025 учебном году разработан в соответствии со следующими документами: 1. Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(ст. 28). 2. Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». 3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 31 мая 2021 г. № 287 (зарегистрировано в Минюсте России 05 июля 2021 г., регистрационный № 64101) (в редакции приказа Минпросвещения России от 18 июля 2022 г. № 568). 4. Федеральной образовательной программой основного общего образования (утверждённой Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370, зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023г. регистрационный № 74223) (далее – ФОП ООО. 5. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстром России 21 марта 2023г., регистрационный № 72653) 6. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ» 7. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 (зарегистрировано в Минюсте России 20 апреля2021 г., регистрационный № 63180) (ред. от 29.09.2023 г.). 8. Приказом Минпросвещения России от 1 февраля 2024 г. № 62 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего и среднего общего образования» 9. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основногообщего образования и среднего общего образования» 10. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровлениядетей и молодежи»». 11. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 января 2021г. № 2) (зарегистрировано в Минюсте России 29 января 2021г., регистрационный № 62296) (в редакции постановления 3 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. № 24). 12. Письмом ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» от 22.07.2024 года № 01-09/492 о направлении методических писем по учебным предметам. 13. Устав МАОУ СОШ № 167 14. Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ № 167 15. Адаптированной основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ № 167 для обучающихся с ЗПР. 16. Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ № 167, утверждено директором Приказ № 82/2 от 30.08.2022; 17.Служебной записки ДО «О календарном учебном графике общеобразовательных организаций на 2024/2025 учебный год» № 2305/51/36.01-29 от 24.04.2024; 18. Календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 167 на 2024-2025 учебный год, утвержденный приказом № 97 от 30.08.2024г. 1.3. Структура и состав обязательной части учебного плана Учебный план МАОУ СОШ № 167 предусматривает 5-летний нормативныйсрок освоения образовательной программы основного общего образования. Учебный план разрабатывается с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования (утверждённой Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. № 1025, зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023г., регистрационный № 72653) и с учетом ФОП ООО. За образец был взят 1 вариант учебного плана ФАОП ООО для учащихся с ЗПР, учитывая, что такие дети обучаются инклюзивно. Учебный план МАОУ СОШ № 167 определяет общий объем нагрузки, количество учебных занятий за 5 учебных лет составляет 5338 часов. Учебный год в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 167 начинается 01.09.2024, первый учебный день 02.09.2024 изаканчивается 25.05.2025. Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе –29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в 8-9 классах – 33 часа. Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, определяет состав учебных предметов и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения, обеспечивает достижение важнейших целей современного основного общего образования: - формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным,национальным и этнокультурным ценностям; - готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основногообщего образования, их приобщение к информационным технологиям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальныхситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое 4 на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся. При изучении предметов информатика, труд (технология), иностранный язык, осуществляется деление учащихся на подгруппы. В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области «Общественнонаучные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история», на которые суммарно отводится по 2 часа в неделю в 5–9-х классах. В 9-м классе в соответствии с ФОП ООО и Методическими рекомендациями, которые Минпросвещения направило письмом от 03.03.2023 № 03-327, в учебный предмет «История» помимо учебных курсов «История России» и «Всеобщая история» включен модуль «Введение в новейшую историю России» объемом 17 часов. В целях выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2023 года и в соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 МАОУ СОШ № 167 реализует третий час физической активности за счет спортивных секций и спортивного клуба в рамках дополнительного образования детей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей). Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Учебный план имеет необходимое кадровое, учебно-методическое, материальнотехническое, управленческое обеспечение, отражает необходимый объем содержания, являющийся обязательным на каждом уровне образования, специфику работы школы, инновационное развитие. Промежуточная аттестация Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ № 167». Промежуточная атгестация проводится в апреле — мае текущего года с учётом психофизического состояния обучающихся. Обучающиеся с OB3 имеют право на проведение промежуточной аттестации в иных формах: – особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных и индивидуальных особенностей обучающихся; – привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); – присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка для детей с OB3; – возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; – увеличение времени на выполнение заданий; 5 – адаптирование инструкции с учетом особых образовательных особенностей и индивидуальных трудностей обучающихся: 1. упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2. упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3. в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентам 4. при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных особенностей и индивидуальных трудностей обучающихся (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому исемантическому оформлению и др.). Результаты промежуточной аттестации оцениваются по пятибалльной системе в соответствии с нормами оценки знаний по данному учебному предмету. Отметка по итогам промежуточной аттестации выставляется в электронный журнал. Годовые отметки по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, определяются как среднее арифметическое четвертных отметок и отметки по результатам годовой письменной работы, выставляются всем обучающимся в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления. Освоение основной образовательной завершается итоговой аттестацией. программ основного общего образования Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. 6 Учебный план МАОУ СОШ №167 на уровне основного общего образования для обучающихся с ЗПР для V- IX классов на 2024– 2025 учебный год (недельный/годовой) Предметныеобласти Учебные предметыКлассы 5 6 7 8 Обязательная часть Филология Математика и информатика Общественно- научные предметы Естественнонаучные предметы Искусство Технология Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Основы духовно- нравственной культуры народов России Итого Русский язык Литература Иностранный язык (английский) Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История России. Всеобщая история Обществознание География Физика Химия Биология Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Основы духовно- нравственной культуры народовРоссии Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наглядная геометрия Экология Экология животных Финансовая грамотность Практикум по решению математических задач Черч 5/170 3/102 6/204 3/102 4/136 2/68 3/102 3/102 2/68 1/34 1/34 2/68 1/34 2/68 2/68 1/34 1/34 1/34 2/68 2/68 - 3/102 3/102 2/68 1/34 1/34 2/68 1/34 2/68 2/68 2/68 2/68 1/34 1/34 1/34 2/68 - 27/918 29/986 30/1020 31/1054 3/102 5/170 2/68 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 2/68 1/34 2/68 1/34 1/34 3/102 5/170 2/68 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 2/68 2/68 1/34 1/34 1/34 2/68 1/34 1/34 3/102 2/68 2/68 1/34 9 3/102 3/102 3/102 3/102 2/68 1/34 1/34 2,5/85 1/34 2/68 3/102 2/68 2/68 1/34 1/34 2/68 32,5/1105 0,5/17 0,5/17 Черчение Учебные недели Всего часов в год Максимально допустимая недельная нагрузка(при 5-дневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами 34 29/986 29 34 30/1020 30 1/34 34 32/1088 32 34 33/1122 33 34 33/1122 33 7 2 2 8 2 2 9 2 2 Внеурочная деятельность (включая коррекционную работу) Коррекционная работа 5 2 2 6 2 2 Коррекционный курс: «Логопедические занятия» Коррекционный курс: «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические) Занятия по программам внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 1 1 1 1 1 Занятия направленные на удовлетворение профориентационных интересов обучающихся «Россия – мои горизонты» 1 1 1 1 Подготовка и проведение мероприятий плана воспитательной работы в рамках школьного плана воспитательной работы Общешкольные дела, акции, концерты, смотры, коллективно- творческие дела, 1 1 1 1 1 праздники, заседания, агитбригады, декады Подготовка и проведение мероприятий в рамках плана воспитательной работы в классе Классные часы, беседы, тренинги, диспуты, праздники, классные дела 1 1 1 1 1 Участие в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности Соревнования, кроссы, сборы, веселые старты, игровые программы, эстафеты, 1 1 1 1 1 районные и городские соревнования, посещение спортивных секций в школе Участие в мероприятих интеллектуально-творческой направленности Олимпиады, фестивали, конкурсы, викторины, конференции, проектная 1 1 1 1 1 деятельность, предметные недели