Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Рукодельница 2024-2025

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 167

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РУКОДЕЛЬНИЦА»
(художественной направленности)

Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации программы – 2 года
Автор-составитель: Подшивалова Н.В.,
учитель технологии

г. Екатеринбург, 2024 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для системы
дополнительного образования в средней общеобразовательной школе. Составлена в
соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Возрастной диапазон обучающихся по данной программе – 12-14 лет. Срок
реализации программы – 2 года. Группа обучения – 324 часа.
Составитель:
Подшивалова
Наталья
Владимировна,
учитель
технологии
первый
квалификационной категории МАОУ СОШ № 167, г. Екатеринбург

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (первый год обучения)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА (первый год обучения)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (второй год обучения)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА (второй год обучения)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (второй год обучения)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (первый год обучения)
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (второй год обучения)

стр.
4
7
8
8
9
10
11
12
13
19
20
30

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Рукодельница» ориентирована на формирование традиционных, семейных
ценностей, сохранение и восстановление народного искусства, на изучение истории
и традиций русского народа, изучение истории возникновения и создания тряпичной
куклы.
Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на
современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят
коррективы в процесс образования. Особая роль в этом процессе отводится
народному искусству.
Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия
нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает
любовь к родине, является благодатной почвой для художественного творчества.
Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из
важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Создание
нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками
лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны
красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа.
К сожалению, сегодня все дальше от нас уходят красивые, выполненные
вручную вещи. Возникновению этой тенденции способствует и тот факт, что
некоторые виды декоративного искусства как бы отошли на второй план, не получили
в современной жизни достойного применения и постепенно утрачивают свою
актуальность и в быту, и в учебном процессе. В частности, изготовление тряпичных
народных кукол практически не встречается в качестве предмета изучения, ему не
уделяется должного внимания и в программах обучения.
Интерес к народному искусству в последние десятилетия значительно
увеличился и продолжает расти. Ничто так не выражает дух, характер,
мироощущение нации как произведения народного искусства, вышедшие из
мастерской умельца, который творит в соответствии с древнейшими традициями.
Занятия по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой представляют
огромный интерес, в том числе и профессиональный, для людей различных
социальных и возрастных групп. Таким образом, в практике работы в школе не
вызывает сомнения значимость изучения народной тряпичной куклы, как одной из
интереснейших страниц в истории русской культуры.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую
тенденцию к возрождению традиционного искусства, в частности, изготовления
народной куклы, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и
4

воспитания детей в семье. Через знакомство и приобщение детей к искусству
народной куклы оказывается влияние на формирование их художественного вкуса,
отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего
совершенствования и в других областях культуры. Программа позволяет осознать
такие понятия, как народ, этнос, этническая культура, народное сознание.
Содержание программы направлено на достижение целей воспитания,
связанных с формированием и развитием гражданственности, трудолюбия, любви к
окружающей природе, Родине, семье, интереса к истории и народному искусству.
Данная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
 Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ 2012 г.);
 Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р)
 Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
 Приказ Минпросвещения России от 05.08.2020 г. №882-391 «Об организации
и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам)
 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам…»
 Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
5

 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей
инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
 Приказ министерства образования и молодежной политики Свердловской
области № 219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации
«Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 № 934-д
 Требования к дополнительным общеразвивающим программам для
включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования Свердловской области. Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136д от 26.02.2021.
 Устав ОО.
Новизна программы состоит в применении интеграции с образовательными
предметами, в данном случае – историей, литературой.
При изготовлении кукол, обучающиеся не просто осваивают технологию их
изготовления, а в полном объеме знакомятся с историей развития народной куклы, с
историей культуры родного края, с традициями и фольклором.
По данной программе дети имеют возможность не только обучаться
изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды и традиции, отдельные предметы
культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют
«погружению» в удивительный мир славянской культуры.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе
умений и знаний, ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к
определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается
самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что
существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, освоив основные
техники сразу нескольких ремесел: шитьё, вышивка, текстильное моделирование,
вязание.
6

Адресат
Программа «Рукодельница» относится к программе художественной
направленности. Базовый уровень.
Содержание программы учитывает психологические особенности детей возраста
11-14 лет. Набор обучающихся объединение осуществляется по желанию без
специального отбора.
Режим занятий: занятия в объединении проводятся по группам и коллективно.
Количество обучающихся в группе – не более 15 человек.
Сроки реализации программы «Рукодельница» – 2 года
Учебное время распределено из расчета 36 учебных недель.
Занятия проводятся по расписанию, из расчета 4 и 5 часов в неделю,
продолжительность занятий – 1-2 учебных часа. Учебный час – 45 минут, перерыв
между занятиями – 15 минут.
Общее количество часов по учебному плану – 324 часов (144 часа первый год
обучения и 180 часов второй год обучения).
Программа включает в себя следующие модули:
1. Тряпичная народная кукла (первый год обучения).
2. Кукла в русской традиции (второй год обучения).
Формы проведения занятий:
Реализация программы осуществляется на теоретических и практических
занятиях.
Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа и беседы
с использованием дидактического материала. На этих занятиях рассматриваются
понятия, определения.
Практические занятия проводятся в форме показа и закрепление техники
выполнения приемов шитья, работы с материалами. Они проводятся в целях
закрепления и совершенствования умений и навыков, практических действий.
Занятия включают выполнение приемов, действий, задач или их комбинацией
нескольких или всех разделов программы. Проведение дидактических игр и заданий,
игровых упражнений;
Занятие может включать в себя элементы уже изученных тем. При проведении
занятий максимально используется принцип наглядности, с этой целью применяются:
видеофильмы, плакаты, таблицы.
Виды занятий: Индивидуальные и групповые занятия, игра, в т.ч. ролевая,
сюжетные занятия с применением фольклорного материала, практикумы, экскурсии,
7

тематические праздники,
обсуждение, конкурсы.

посиделки,

оформление

выставок

и

экспозиций,

Форма подведения итогов: открытое занятие, выставка творческих работ.
Цель программы: формирование интереса у обучающихся к русской культуре и
декоративно-прикладному искусству и его значению в жизни каждого человека, через
изучение народной куклы, народного костюма.
Задачи:
Образовательные
 знакомить с народными традициями, обычаями предков, в которых были
задействованы лоскутные куклы;
 формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными
материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в
традициях народного искусства;
 изучать виды кукол, их роль в народной культуре;
Развивающие
 развивать, стремление к самостоятельному творчеству формировать навыки
общения и коллективной деятельности.
 развивать воображение, художественный вкус, техническое мышление и
конструкторские способности;
Воспитательные
 прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, изучать историю
возникновения народной куклы;
 формировать этическую и эстетическую культуру на основе знакомства с
элементами традиционного народного творчества, особенностями труда, быта.

8

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Тряпичная народная кукла» (первый год обучения)
№
п/п

Наименование раздела, темы

1.

Введение в программу

2.

Типы и назначения кукол

3.

Детские обереги и куклы.

4.

Традиционные куклы к
календарным праздникам.

5.

Традиционные обрядовые
куклы

Итог

Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
Входной
мониторинг.
4
4
Беседа Опрос,
наблюдение
Опрос, беседа
16
12
4
наблюдение.
Опрос, беседа
40
10
30
наблюдение.
Опрос, беседа
наблюдение.
40
10
30
Промежуточный
мониторинг.
Итоговый
мониторинг.
44
12
32
Опрос, беседа
наблюдение
144
48
96

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
(первый год обучения)
Раздел 1. Введение в программу.
Теория: Введение в образовательную программу. Цель и задачи на год. История
возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов,
методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и
материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Содержание рабочего места. Материалы и инструменты. Беседа о разнообразии
материалов, которые будут применяться для изготовления традиционных кукол.
Знакомство с некоторыми видами отделочных материалов. Рассказ о видах иголок и
ножниц.
Раздел 2. Типы и назначения кукол.
Теория: История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами.
Типы и назначения кукол (обрядовые, обереги, игровые). Первоначальное
9

ритуальное значение кукол, об истории страны, обычаях, традициях и правилах
внутри семьи. История создания куклы, её предназначения. Тряпичные народные
куклы. Культурно-историческая и педагогическая ценность традиционной
тряпичной куклы. Виды традиционных тряпичных кукол по способу изготовления,
по назначению, по размеру и образу. Мотанка, столбушка, крестовушка, узловая
(бестелесная). Анатомия текстильной куклы.
Практика: показ образцов, иллюстраций. Простейшие и украшающие швы.
Просмотр фото- и видеоматериалов.
Раздел 3. Детские обереги и куклы.
Теория: «Пеленашка». «Кувадки». «Утешница». «Девкина забава или
Подружка-Подружка». «Нянюшка». «Мамушка». «Девочка». «Желанница».
Отличительные черты кукол, их история и назначение.
Практика: Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и
оформления куклы. Подбор ткани и тесьмы, раскрой деталей, изготовление и
окончательное оформление куклы.
Раздел 4. Традиционные куклы к календарным праздникам.
Теория: «Рождественский Ангел». Кукла «Коляда». Кукла «Крестец». Кукла
«Домашняя Масленица». Кукла «Вербная». Кукла на пасхальное яйцо. Пасхальная
голубка. «Мартинички». Обряд закликания весны.
Практика: Отличительные черты куклы, ее история и назначение. Подбор
ткани, ниток и тесьмы, раскрой деталей, намотка ниток, изготовление пасмы для
волос, изготовление и окончательное оформление куклы
Раздел 5. Традиционные обрядовые куклы
Теория: «Славутница», «Материнское благословение», «Неразлучники»,
«Мировое дерево», «Ведучка», Куколка на счастье, «Птица-радость»
Практика: Отличительные черты куклы, ее история и назначение. Подбор
ткани, ниток и тесьмы, раскрой деталей, намотка ниток, изготовление пасмы для
волос, изготовление и окончательное оформление куклы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
первый год обучения
Метапредметные результаты:
 формирование мотивации к творческому труду, саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 владеть технологическими приемами изготовления русской народной куклы;
 формирование устойчивого интереса в изучении истории своей Родины,
народной культуры, философии, традиций и обычаев;
10

Личностные результаты:
 ценностное отношение к труду, трудолюбие, целеустремленность в процессе
освоения технологических основ изготовления русской народной куклы;
 стремление к успешной личностной и социальной самореализации;
 чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному
творчеству.
Предметные результаты:
 знание обучающихся о быте крестьян, календарных и христианских
праздниках, в которых были задействованы тряпичные куклы, их историей,
традициями, обрядами, фольклором;
 знание основных приемов работы с тканью при изготовлении различных видов
народной игрушки;
 умение скреплять ткань узелками, работать с иголкой, познакомить со
сметочным швом;
 знания, умения, практические навыки в изготовлении народных кукол.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Кукла в русской традиции» (второй год обучения)
№
п/п

Наименование раздела, темы

1.

Введение в программу

2.

«Волшебство славянских
кукол»

3.

Игровые куклы

4.

Куклы-обереги

5.

Традиционные обрядовые
куклы

Итог

Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
Входной
мониторинг.
4
4
Беседа Опрос,
наблюдение
Опрос, беседа
8
4
4
наблюдение
Промежуточный
мониторинг.
87
31
56
Опрос, беседа
наблюдение
Опрос, беседа
23
9
14
наблюдение
Итоговый
мониторинг.
58
26
32
Беседа Опрос,
наблюдение
180
74
106
11

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
(второй год обучения)
Раздел 1. Введение в программу
Теория: Введение в образовательную программу. Цель и задачи на год. История
возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов,
методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и
материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Содержание рабочего места. Материалы и инструменты. Беседа о разнообразии
материалов, которые будут применяться для изготовления традиционных кукол.
Знакомство с некоторыми видами отделочных материалов. Рассказ о видах иголок и
ножниц.
Раздел 2. «Волшебство славянских кукол»
Теория: История возникновения народной куклы, традиций, обычаев,
связанных с куклами. Типы и назначения кукол (обрядовые, обереги, игровые).
Тряпичные народные куклы. Виды традиционных тряпичных кукол по способу
изготовления, по назначению, по размеру и образу.
Практика: показ образцов, иллюстраций. Знакомство с видами материалов, со
швами, техниками плетения и скручивания, видами украшений. Просмотр фото- и
видеоматериалов.
Раздел 3. Игровые куклы
Теория: История игровой куклы. Тряпичные народные куклы. Технология
изготовления куклы с помощью приемов наматывание и обережный крест. Кукла
«Бабочка». Кукла «Стрекоза». Кукла «Зайчик на пальчик». Кукла «Девочка». Кукла
«Каркуша» (Сорока). История куклы «Петрушки». Кукла «Парочка». Беседа о
куклаках. «Бойцовский куклак». «Калужско-тульский мужик». Кукла «Утешница».
Традиционный народный костюм: детский, женский, мужской. «Мамушка с
младенцем». Куклы столбушки. Кукла «Коза». Кукла на палочке. Сувениры: куколкималышки. Куклы столбушки «Семья», «Курская столбушка». Кукла «Девка-Баба».
«Утешительная». Кукла «Орловская». Кукла «Первоцвет». Кукла игровая по мотивам
Вепсской куклы. Кукла «Барыня». «Покосница Игровая». Изготовление авторской
куклы «Русская красавица». Кукла «Бабка характерная». «Коняшка Масленичная».
Птичка лоскутная. Изготовление подвески. Кукла «Погремень». Кукла «На
Выхвалку». Изготовление украшений по мотивам народной куклы. Мальчик
Столбик. «Малышок-голышок». Кукла «Петрушка» (клоун)
Практика: показ образцов, иллюстраций. Анализ предстоящей работы.
Практическая работа по изготовлению кукол. Анализ готовых работ. Просмотр фотои видеоматериалов. Разыгрывание сюжетно-ролевых сцен.
Раздел 4. Куклы-обереги
Теория: Кукла «Подорожница». Кукла «Закрутка». Кукла «Солнечный конь».
12

Кукла «Колокольчик». Кукла народов Прикамья. Кукла «Веснянка». «Покосница
Обереговая», «Лихорадки-Лихоманки». «Сёмик и Семчиха». «СпиридонСолнцеворот».
Практика: Рассматривание образцов. Ответы на вопросы. Анализ предстоящей
работы. Практическая работа по изготовлению куклы. Упражнение по основным
приемам: закручивание, наматывание, обережный крест. Практическая работа по
изготовлению куклы. Анализ проделанной работы. Просмотр фото- и
видеоматериалов. Разыгрывание сюжетно-ролевых сцен.
Раздел 5. Традиционные обрядовые куклы
Теория: Вепсская кукла (кормилка). «Метлушка». «Рванка». «Кузьма и Демьян».
«Крупеничка» (Зерновушка). Кукла «Богач». Кукла «Очистительная». Кукла
«Московка» (Семья). Кукла «Кубышка Травница». Кукла «Конь из лыка». Кукла
«Рябинка». Финно-угорские куклы. «Веничек Благополучия». Кукла «ЗванкаЖеланка». Кукла «Невеста». Кукла «Старик-Домовик». Кукла «ТолстушкаКостромушка». Кукла «Каргопольская», Кукла «Филипповка». Кукла «Кукушечка».
Кукла «Русалка». Кукла «Зольная». Кукла «Параскева Пятница». Кукла «Манилка».
Кукла «Божье Око». Кукла «Хозяюшка-благополучница».
Практика: Рассматривание образцов. Ответы на вопросы. Анализ предстоящей
работы. Практическая работа по изготовлению куклы. Упражнение по основным
приемам: закручивание, наматывание, обережный крест. Практическая работа по
изготовлению куклы. Анализ проделанной работы. Просмотр фото- и
видеоматериалов. Разыгрывание сюжетно-ролевых сцен.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
второй год обучения
Метапредметные результаты:
 сформированность самостоятельности и способности обучающихся решать
творческие и изобретательские задачи;
 сформированность способности к коммуникации через речевое общение и
кооперация действий в коллективных работах, умение взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми;
 сформированность уважительного отношения друг к другу в разновозрастной
группе;
 сформированность культуры поведения и бесконфликтного общения,
порядочность, честность, человечность и милосердие;
 сформированность интереса к культуре своей Родины, к истокам народного
творчества, патриотизм.
Личностные результаты:
13

 развитие

эстетического

чувства

и

художественной

инициативы

обучающегося;
 усидчивости, мелкой моторики, внимательности, аккуратности;
 развитие бережного отношения к материалам и инструментам;
 сформированность художественного вкуса и уважения к литературе и чтению;
 сформированность чувства ответственности, обязательности и трудолюбия.
Предметные результаты:
 знание классификации тряпичных кукол и истории тряпичных кукол разных
областей России;
 знание основных приемов изготовления народной куклы: сворачивания,
скручивания, приматывания;
 выполнять основные технологические операции, применяемые при
изготовлении кукол;
 знание простейших приемов кройки, шитья и вышивки;
 понятие о фактуре тканей и видах декоративных отделочных материалов;
 знание некоторых видов традиционного женского рукоделия;
 умение самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол;
 бережное и уважительное отношение к кукле, как к объекту национальной
истории и культуры.

14

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Оборудование кабинета:

шкафы для хранения методического материала;

стол для педагога;

столы для обучающихся;
Инструменты и приспособления:

ножницы;

иглы;

цветные булавки с большими головками;

клей ПВА.
Материал для изготовления кукол:

нитки (хлопковые, ирис, акриловые, шерстяные);

пеньковая веревка;

ткань хлопчатобумажная белая;

ткань хлопчатобумажная цветная (разнообразной фактуры и рисунка);

ткани смесовые (разнообразной фактуры и рисунка);

ткань льняная двунитка;

ленты, кружево, тесьма;

бисер, бусины.
Методический материал, обеспечивающий выполнение программы:

образцы готовых изделий;

рисунки, фотографии, иллюстрации;

конспекты занятий;

схемы изготовления;

ребусы, кроссворды;

анкеты, тесты;

диагностические карты;
Кадровое обеспечение
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих
обучение по дополнительной общеразвивающей программе: наличие среднего или
высшего педагогического образования, профессиональной переподготовки либо
повышения квалификации по профилю программы, желателен опыт
педагогической деятельности.
15

Методическое обеспечение программы
Для обучения изготовлению народной куклы на занятиях используются
объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного
процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также
конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти
методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству.
Основным принципом организации содержания, программы является принцип
единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция
реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в
которых ребёнок сохраняет себя как ценность. Каждое занятие по темам
программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания. Основное место отводится на занятиях практическим
работам, которые включают в себя изготовление кукол, подготовку к выставкам.
Практическая часть является естественным продолжением и закреплением
теоретических сведений, полученных учащимися.
Итог работы: выставка в конце года
Структура учебного занятия
1. Ознакомительная часть
Учитель демонстрирует готовое изделие-куклу. Знакомит с её историей,
приводит интересные факты, рассказывает о функциях данной куклы, о технологии
изготовления, проверяет всё необходимое для работы.
2. Процесс изготовления
Учитель поэтапно показывает, как создаётся изделие. Ученики повторяют весь
процесс пошагово. Учитель после каждого этапа проверяет успешность
выполнения, указывает на ошибки и помогает в случае необходимости.
3. Подведение итогов
Закрепление полученных знаний в виде опроса, самоанализа и
самооценивания. Запись последовательности изготовления и зарисовки (по
необходимости). Получение готового продукта.
Методы обучения
В процессе реализации программы используются следующие методы
обучения:
Словесные методы обучения:
 рассказ;
 беседа.
Наглядные методы обучения:
 демонстрационный;
16

 иллюстративный;
 наблюдения.

Практические методы обучения:
 упражнений;
 показ педагогом
Применяются следующие педагогические технологии:
 здоровье сберегающая;
 ИКТ технология.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы контроля
При реализации данной программы предусмотрены следующие виды
контроля:
Вводный мониторинг (проводится на первых занятиях) – определение
начальной подготовленности обучающихся. Проводится в форме наблюдения,
анкетирования.
Промежуточный мониторинг – определение уровня усвоения содержания
программы. Формы контроля: беседа, опрос.
Итоговый мониторинг (проводится в конце учебного года) – выставка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и
реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и
навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь
развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие
коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при
выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов,
фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.
Словесные методы обучения: рассказ, беседа, опрос, инструкция, объяснение;
Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций,
демонстрация изучаемых действий, работа по образцу и др.
Практические методы обучения: выполнение и повторение изучаемых
действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков
Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по
программе проводятся: текущий, промежуточный и итоговый контроли.
Используются следующие формы выявления, предъявления и фиксации
результатов:
17

Формы выявления результатов:

анкетирование;

тестирование;

устный опрос;
Формы предъявления результатов:

выставка

открытое занятие.
Формы фиксации результатов:

карта оценки результатов освоения программы;

бланк анкеты;

опросный лист;

грамоты, дипломы.
В процессе освоения программы используются следующие диагностические
методики:
Методика диагностики развития личности ребенка
1.
Методика оценки результативности реализации образовательной
программы. Приложение 1.
2.
Методика самооценки обучающихся и экспертной оценки педагогом
компетентности обучающихся. Приложение 2.
3.
Методика оценки степени социализированности ребёнка «Оцени себя».
Приложение 3.
Методики диагностики изменений субъективного уровня:
Достижения детей:
1.
Методика самооценки обучающихся и экспертной оценки педагогом
компетентности обучающихся Приложение 2.
2.
Методика оценки результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и
соревнованиях различного уровня Приложение 5.
1.
Методика оценки результативности реализации образовательной
программы Приложение 1.
Учебно-методический комплекс программы состоит из трех компонентов:
1.
учебные и методические пособия для педагога и обучающихся;
2.
система средств обучения;
3.
система средств контроля результативности обучения.
Первый компонент включает в себя списки литературы и интернет-источники,
необходимые для работы педагога и обучающихся.
Второй компонент – система средств обучения.
Организационно-педагогические средства:
 дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
18

 литературный материал

Дидактические средства:
1.
Иллюстративный материал к темам программы.
Третий компонент − система средств контроля результативности реализации
программы:
 диагностические
и контрольные материалы (диагностические
и
информационные карты, анкеты для детей и родителей).

19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Н.К. Беспятова «Программа педагога дополнительного образования. От
разработки до реализации", Москва, 2003.
2. В.П. Голованов «Методика и технология работы педагога дополнительного
образования», М.: «Владос», 2004
3. Г. и М. Дайн «Русская тряпичная кукла» - Москва, «Культура и традиции»,
2007 год
4. И. Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100»,
2000
5. М.В. Кайгородцева «Методическая работа в системе дополнительного
образования», Волгоград: «Учитель», 2009
6. И.Н. Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла.» Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год
7. Л. Соколова, А. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях», М.:
«Айрис-пресс», 2003.
8. Н.В. Шайдурова «Традиционная тряпичная кукла», С-Пб.: ООО «ДетствоПресс», 2011.
Для обучающихся:
1. «Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год
2. Н.В. Шайдурова "Традиционная тряпичная кукла": Учебно-методическое
пособие. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО ПРЕСС", 2012.

20

N п/п

Дата

Форма занятия

Раздел 1. Введение в программу

Кол-во
часов

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
(первый год обучения)

Тема занятия

Форма
контроля

4

1-2

1 нед.

Вводное
занятие

2

3-4

1 нед.

Вводное
занятие

2

История возникновения
Беседа.
народной куклы. Техника
Входной
безопасности. Содержание
мониторинг.
рабочего места.
Материалы и инструменты.
Беседа о разнообразии
материалов, которые будут
применяться для
Беседа
изготовления традиционных
кукол. Рассказ о видах
иголок и ножниц.

Раздел 2. Типы и назначения кукол. 16

5-6

7-8

9-10

2 нед.

2 нед.

3 нед.

11-12

3 нед.

13-14

4 нед.

Лекция.
Знакомство с
новым
материалом
Лекция.
Знакомство с
новым
материалом
Комбинирован
ное занятие:
лекция,
просмотр
учебного
фильма.
Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое

2

2

2

2

2

История народной куклы,
традиций, обычаев,
связанных с куклами.
История создания куклы, её
предназначения.
Первоначальное ритуальное
значение кукол, об истории
страны, обычаях, традициях
и правилах внутри семьи.
Типы и назначения кукол
(обрядовые, обереги,
игровые).
Культурно-историческая и
педагогическая ценность
традиционной тряпичной
куклы. Знакомство с
тканью.
Тряпичные народные куклы.
Презентация «на выставке
кукол» Знакомство с
тканью.

Беседа

Беседа

Беседа,
педагогичес
кое
наблюдение

Беседа

21

занятие

15-16

4 нед.

Лекция.
Знакомство с
новым
материалом

2

Лекция.
Знакомство с
новым
17-18 5 нед.
материалом.
2
Просмотр
учебного
фильма.
Комбинирован
ное занятие:
19-20 5 нед.
лекция,
2
практическое
занятие
Раздел 3. Детские обереги и куклы. 40

21-22

23-24

25-26

27-28

6 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

6 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

7 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

7 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

Виды традиционных
тряпичных кукол по способу
изготовления, по
назначению, по размеру и
образу. Простейшие и
украшающие швы. Показ
образцов.

Беседа

Мотанка, столбушка,
крестовушка, узловая
(бестелесная).

Опрос

Анатомия текстильной
куклы. Простейшие и
украшающие швы. Показ
образцов.

Беседа

«Зайчик на пальчик»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Зайчик на пальчик»
Раскрой деталей. Крой и
сметывание деталей.
Окончательное оформление
куклы. Советы по шитью
одежды для куклы.
«Десятиручка».
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Десятиручка». Раскрой
деталей. Крой и сметывание
деталей. Окончательное
оформление куклы. Советы
по шитью одежды для

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

22

29-30

31-32

8 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

8 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

33-34

9 нед.

35-36

9 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

2

10 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

10 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

41-42

11 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

43-44

11 нед.

Комбинирован
ное занятие:

2

37-38

39-40

куклы.
«Пеленашка».
Отличительные черты
куклы, ее история и
Беседа
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Пеленашка». Раскрой
деталей. Крой и сметывание
деталей. Окончательное
Опрос
оформление куклы. Советы
по шитью одежды для
куклы.
«Кувадки». Отличительные
черты куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
Беседа
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Кувадки». Раскрой деталей.
Крой и сметывание деталей.
Окончательное оформление
Опрос
куклы. Советы по шитью
одежды для куклы.
«Утешница».
Отличительные черты
куклы, ее история и
Беседа
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Утешница». Раскрой
деталей. Крой и сметывание
деталей. Окончательное
Наблюдение
оформление куклы. Советы
по шитью одежды для
куклы
«Девкина забава или
Подружка-Подружка».
Отличительные черты
куклы, ее история и
Беседа
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Девкина забава или
Опрос
Подружка-Подружка».
23

лекция,
практическое
занятие

45-46

47-48

49-50

51-52

12 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

12 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

13 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

13 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

53-54

14 нед.

55-56

14 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

57-58

15 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

59-60

15 нед.

Комбинирован

2

2

2

2

Раскрой деталей. Крой и
сметывание деталей.
Окончательное оформление
куклы. Советы по шитью
одежды для куклы
«Нянюшка». Отличительные
черты куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Нянюшка». Раскрой
деталей. Крой и сметывание
деталей. Окончательное
оформление куклы. Советы
по шитью одежды для
куклы
«Мамушка». Отличительные
черты куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Мамушка». Раскрой
деталей. Крой и сметывание
деталей. Окончательное
оформление куклы. Советы
по шитью одежды для
куклы
«Девочка». Отличительные
черты куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Девочка». Раскрой деталей.
Крой и сметывание деталей.
Окончательное оформление
куклы. Советы по шитью
одежды для куклы
«Желанница».
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Желанница» Раскрой

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение
24

ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

деталей. Крой и сметывание
деталей. Окончательное
оформление куклы. Советы
по шитью одежды для
куклы
Раздел 4. Традиционные куклы к календарным праздникам 40
«Рождественский Ангел».
Комбинирован
Отличительные черты
ное занятие:
куклы, ее история и
61-62 16 нед.
лекция,
2
назначение. Подбор ткани и
практическое
тесьмы. Перенос чертежа на
занятие
ткань.
Комбинирован
«Рождественский Ангел».
ное занятие:
Раскрой деталей. Крой и
63-64 16 нед.
лекция,
2
сметывание деталей.
практическое
Окончательное оформление
занятие
куклы. Одежда для куклы
Кукла «Коляда».
Комбинирован
Отличительные черты
ное занятие:
куклы, ее история и
65-66 17 нед.
лекция,
2
назначение. Подбор ткани и
практическое
тесьмы. Перенос чертежа на
занятие
ткань.
Комбинирован
Кукла «Коляда». Раскрой
ное занятие:
деталей. Крой и сметывание
67-68 17 нед.
лекция,
2
деталей. Окончательное
практическое
оформление куклы. Одежда
занятие
для куклы
Кукла «Крестец»
Комбинирован
Отличительные черты
ное занятие:
куклы, ее история и
69-70 18 нед.
лекция,
2
назначение. Подбор ткани и
практическое
тесьмы. Перенос чертежа на
занятие
ткань.
Комбинирован
Кукла «Крестец». Раскрой
ное занятие:
деталей. Крой и сметывание
71-72 18 нед.
лекция,
2
деталей. Окончательное
практическое
оформление куклы. Одежда
занятие
для куклы
Комбинирован
Кукла «Домашняя
ное занятие:
Масленица».
73-74 19 нед.
лекция,
2
Отличительные черты
практическое
куклы, ее история и
занятие
назначение. Подбор ткани и

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение
Промежуто
чный
мониторинг

Беседа

Наблюдение

Беседа

25

75-76

77-78

79-80

81-82

83-84

85-86

19 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

20 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

20 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

21 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

21 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

22 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

87-88

22 нед.

89-90

23 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие:
лекция,

2

2

тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
Кукла «Домашняя
Масленица». Раскрой
деталей. Крой и сметывание
деталей. Окончательное
оформление куклы. Одежда
для куклы
Кукла «Вербная».
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
Кукла «Вербная». Раскрой
деталей. Крой и сметывание
деталей. Окончательное
оформление куклы. Одежда
для куклы
Кукла на пасхальное яйцо.
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
Кукла на пасхальное яйцо.
Раскрой деталей. Крой и
сметывание деталей.
Окончательное оформление
куклы. Одежда для куклы
Пасхальная голубка.
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
Пасхальная голубка.
Раскрой деталей. Крой и
сметывание деталей.
Окончательное оформление
куклы. Одежда для куклы
«Мартинички». Обряд
закликания весны.
Отличительные черты

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа
26

практическое
занятие

куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
Комбинирован
«Мартинички». Раскрой
ное занятие:
деталей. Крой и сметывание
91-92 23 нед.
лекция,
2
деталей. Окончательное
практическое
оформление куклы. Одежда
занятие
для куклы
«Благодать».
Комбинирован
Отличительные черты
ное занятие:
куклы, ее история и
93-94 24 нед.
лекция,
2
назначение. Подбор ткани и
практическое
тесьмы. Перенос чертежа на
занятие
ткань.
Комбинирован
«Благодать». Раскрой
ное занятие:
деталей. Крой и сметывание
95-96 24 нед.
лекция,
2
деталей. Окончательное
практическое
оформление куклы. Одежда
занятие
для куклы
«Северная Берегиня».
Комбинирован
Отличительные черты
ное занятие:
куклы, ее история и
97-98 25 нед.
лекция,
2
назначение. Подбор ткани и
практическое
тесьмы. Перенос чертежа на
занятие
ткань.
Комбинирован
«Северная Берегиня».
ное занятие:
Раскрой деталей. Крой и
9925 нед.
лекция,
2
сметывание деталей.
100
практическое
Окончательное оформление
занятие
куклы. Одежда для куклы
Раздел 5. Традиционные обрядовые куклы 44
«Славутница»
Комбинирован
Отличительные черты
ное занятие:
101куклы, ее история и
26 нед.
лекция,
2
102
назначение. Подбор ткани и
практическое
тесьмы. Перенос чертежа на
занятие
ткань.
Комбинирован
«Славутница» Раскрой
ное занятие:
деталей. Крой и сметывание
10326 нед.
лекция,
2
деталей. Окончательное
104
практическое
оформление куклы. Одежда
занятие
для куклы
105- 27 нед. Комбинирован
2
«Материнское

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение
Беседа
27

ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

106

107108

27 нед.

109110

28 нед.

111112

28 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие
Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

2

2

29 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

29 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

117118

30 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

119120

30 нед.

Комбинирован
ное занятие:

2

113114

115116

благословение»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Материнское
благословение» Раскрой
деталей. Крой и сметывание
деталей. Окончательное
оформление куклы. Одежда
для куклы
«Манилка» Отличительные
черты куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Манилка». Раскрой
деталей. Крой и сметывание
деталей. Окончательное
оформление куклы. Одежда
для куклы
«Хозяюшкаблагополучница»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Хозяюшкаблагополучница» Раскрой
деталей. Крой и сметывание
деталей. Окончательное
оформление куклы. Одежда
для куклы
«Метлушка»
«Очистительная»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Метлушка»
«Очистительная» Раскрой

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение
28

лекция,
практическое
занятие

121122

123124

125126

127128

129130

131132

133134

31 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

31 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

32 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

32 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

33 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

33 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

34 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое

2

деталей. Крой и сметывание
деталей. Окончательное
оформление куклы. Одежда
для куклы
«Неразлучники»
Отличительные черты
куклы, ее история и
Беседа
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Неразлучники» Раскрой
деталей. Крой и сметывание
деталей. Окончательное
Наблюдение
оформление куклы. Одежда
для куклы
«Мировое дерево»
Отличительные черты
куклы, ее история и
Беседа
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Мировое дерево» Подбор и
изготовление эскиза
тряпичной куклы Раскрой
деталей. Крой и сметывание Наблюдение
деталей. Окончательное
оформление куклы. Одежда
для куклы
«Ведучка». Отличительные
черты куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
Беседа
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Ведучка». Подбор и
изготовление эскиза
тряпичной куклы Раскрой
деталей. Сметывание
Наблюдение
деталей. Окончательное
оформление куклы. Одежда
для куклы
«Куколка на счастье»
Отличительные черты
Беседа
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
29

занятие

34 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

35 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

139140

35 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

141142
143144

36 нед.

135136

137138

36 нед.

Организационн
ое занятие
Заключительно
е занятие.

тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Куколка на счастье»
Подбор и изготовление
эскиза тряпичной куклы
Раскрой деталей.
Сметывание деталей.
Окончательное оформление
куклы. Одежда для куклы
«Птица-радость»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
«Птица-радость» Подбор и
изготовление эскиза
тряпичной куклы Раскрой
деталей. Сметывание
деталей. Окончательное
оформление куклы. Одежда
для куклы

2

Подготовка к выставке

2

Выставка. Подведение
итогов. Награждение.

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Итоговый
мониторинг

30

N п/п

Дата

Форма занятия

Раздел 1. Введение в программу
1-2

1 нед.

Вводное
занятие

Кол-во
часов

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
(второй год обучения)

Тема занятия

Форма
контроля

Техника безопасности.
Содержание рабочего места.

Беседа.
Входной
мониторинг.

4
2

Материалы и инструменты.
Беседа о разнообразии
материалов, которые будут
Вводное
3-4
1 нед.
2
применяться для
Беседа
занятие
изготовления традиционных
кукол. Рассказ о видах
иголок и ножниц.
Раздел 2. «Волшебство славянских кукол» 8
Лекция.
История возникновения
Знакомство с
народной куклы, традиций,
5
1 нед.
1
Беседа
новым
обычаев, связанных с
материалом
куклами
Лекция.
Тряпичные народные куклы.
Знакомство с
Презентация «на выставке
6-7
2 нед.
2
Беседа
новым
кукол» Знакомство с
материалом
тканью.
Комбинирован
ное занятие:
Беседа,
Типы и назначения кукол
лекция,
(обрядовые,
обереги, педагогичес
8-9
2 нед.
2
просмотр
кое
игровые).
учебного
наблюдение
фильма.
Комбинирован
Виды традиционных
ное занятие:
тряпичных кукол по способу
10
2 нед.
лекция,
1
изготовления, по
Беседа
практическое
назначению, по размеру и
занятие
образу.
Практическое
Правила работы с тесьмой
занятие. Показ
11-12 3 нед.
2
Наблюдение
образцов,
и лентой.
иллюстраций.
Раздел 3. Игровые куклы
87
13-14 3 нед. Комбинирован
2
История игровой куклы.
Беседа
31

15

16-17

18-19

20

21-22

23-24

3 нед.

ное занятие:
лекция,
практическое
занятие
Лекция.
Знакомство с
новым
материалом

1

4 нед.

Закрепление
изученного
материала

4 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

4 нед.

Закрепление
изученного
материала

1

5 нед.

Лекция.
Знакомство с
новым
материалом

2

5 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

2

2

2

5 нед.

Практическое
занятие

1

26-27

6 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

2

28-29

6 нед.

Знакомство с
новым

2

25

Технология изготовления
куклы с помощью приемов
наматывание и обережный
крест.
Кукла «Бабочка»
Рассматривание готовых
работ. Анализ предстоящей
работы. Подбор ткани.
Кукла «Бабочка» Перенос
чертежа на ткань.
Практическая работа по
изготовлению куклы.
Кукла «Стрекоза»
Рассматривание готовых
работ. Анализ предстоящей
работы. Подбор ткани.
Кукла «Стрекоза» Перенос
чертежа на ткань.
Практическая работа по
изготовлению куклы
Кукла «Зайчик на пальчик»
Показ изготовления куклы с
использованием приемов
обережный крест и
наматывание.
Кукла «Зайчик на пальчик»
Изготовление куклы
«Зайчик на пальчик».
Кукла «Девочка» Понятие
декор, панно. Практическая
работа по изготовлению
куклы «Девочка»
Кукла «Девочка»
Использование
традиционной техники:
скручивание и
приматывание. Создание
яркого образа посредством
бусин, тесьмы и лент.
Кукла «Каркуша» (Сорока)
Беседа «Праздник Сороки».

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Беседа
32

материалом

6 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

1

7 нед.

Знакомство с
новым
материалом

2

7 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

2

7 нед.

Знакомство с
новым
материалом

1

8 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

8 нед.

Знакомство с
новым
материалом

2

40

8 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

1

41-42

9 нед.

Закрепление
изученного

2

30

31-32

33-34

35

36-37

38-39

Правила выполнения куклы
«Каркуша».
Кукла «Каркуша» (Сорока)
Анализ предстоящей
работы. Практическая
работа по изготовлению
куклы «Каркуша».
История куклы «Петрушки»
Особенности изготовления
куклы используя приемы
скручивание, приматывание.
Кукла «Петрушка»
Практическая работа по
изготовлению куклы
«Петрушка» и оформлению
панно. Анализ готовых
работ.
Кукла «Парочка» Беседа о
дружбе. Элементы
народного костюма:
сарафан, рубаха, порты,
передник, пояс.
Последовательность
выполнения работы.
Техника выполнения
девицы, молодца
Кукла «Парочка».
Практическая работа по
изготовлению девицы,
молодца. Оформление
работы по замыслу
учащихся.
Бойцовский куклак» Беседа
о куклаках (куклак – кукла в
мужском образе).
Особенности куклы
«Калужско-тульский
мужик» Анализ
предстоящей роботы.
Практическая работа по
изготовлению «Калужскотульского мужика».
«Калужско-тульский
мужик». Пояс – как знак

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа

Опрос

Наблюдение
33

материала.
Практическое
занятие

9 нед.

Знакомство с
новым
материалом

2

9 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

1

10 нед.

Знакомство с
новым
материалом

2

10 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

10 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

1

51-52

11 нед.

Знакомство с
новым
материалом

2

53-54

11 нед.

Практическое
занятие

2

55

11 нед.

Знакомство с
новым

1

43-44

45

46-47

48-49

50

духовной силы. Техника
выполнения куклы
посредством приемов
закручивания и
наматывание.
Кукла «Утешница» Рассказ
о кукле «Утешнице».
Беседа
Технология изготовления
куклы.
Кукла «Утешница»
Самостоятельная работа по
изготовлению куклы
Опрос
«Утешница». Анализ
готовых работ.
Традиционный народный
костюм: детский, женский,
Беседа
мужской. Женский костюм
по шаблону.
«Мамушка с младенцем».
Куклы столбушки.
Демонстрация готовых
Наблюдение
кукол, иллюстраций.
Особенности изготовления
кукол столбушек.
«Мамушка с младенцем».
Практическая работа по
изготовлению «Мамушки с
Опрос
младенцем». Работа над
костюмом куклы. Анализ
готовых работ.
Кукла «Коза» Роль «Козы» в
святочных ряжениях.
Знакомство с природным
Беседа
материалом – лыко.
Демонстрация готовых
образцов, иллюстраций.
Кукла «Коза». Технология
выполнения куклы «Козы».
Анализ предстоящей
Наблюдение
работы. Практическое
изготовление куклы «Козы»
из лыка, костюма куклы.
Кукла на палочке. Понятие –
Беседа
«сувенир». Техника
34

материалом

12 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

12 нед.

Знакомство с
новым
материалом

2

12 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

1

13 нед.

Знакомство с
новым
материалом

2

63-64

13 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

2

65

13 нед.

Знакомство с
новым

1

56-57

58-59

60

61-62

изготовления кукол в
мужском и женском образе с
применением приемов
наматывание,
приматывание, обережный
крест.
Кукла на палочке.
Практическая работа по
изготовлению куколок –
Беседа
малышек в мужском и
Наблюдение
женском образе.
Оформление костюма кукол.
Анализ готовых работ.
Сувениры: куколкималышки. Значение
деревьев для изготовления
кукол. Последовательность
Беседа
изготовления куклы с
помощью приемов
наматывание и
приматывание
Сувениры: куколкималышки. Анализ
предстоящей работы.
Практическая работа по
Наблюдение
изготовлению куклы на
палочке. Работа над образом
куклы.
Кукла «Девка-Баба» Беседа
по теме кукла «Девкина
забава» или «ПодружкаБеседа
плакушка». Демонстрация
готовых кукол.
Кукла «Девка-Баба»
Техника изготовления
куклы с использованием
приемов: закручивание,
наматывание,
Наблюдение
приматывание.
Практическая работа по
изготовлению куклы.
Анализ готовых работ.
«Утешительная»
Беседа
Отличительные черты
35

материалом

66-67

68-69

70

71-72

73-74

75

14 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

2

14 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

14 нед.

Знакомство с
новым
материалом

1

15 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

2

15 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

15 нед.

Знакомство с
новым
материалом

1

куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани.
Перенос чертежа на ткань.
Техника изготовления кукол
Последовательность
выполнения работы
«Утешительная» Раскрой
деталей. Крой и сметывание
деталей. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ.
Кукла «Орловская»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы.
Кукла «Первоцвет»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани.
Перенос чертежа на ткань.
Техника изготовления кукол
Последовательность
выполнения работы
Кукла «Первоцвет» Раскрой
деталей, сметывание
деталей. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ.
Кукла игровая по мотивам
Вепсской куклы.
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани.
Перенос чертежа на ткань.
Практическая работа по
изготовлению куклы.
Анализ готовых работ.
Кукла «Барыня»
Отличительные черты
куклы, ее история и

Наблюдение

Наблюдение

Беседа

Наблюдение
Опрос

Наблюдение

Беседа
36

76-77

78-79

80

81-82

83-84

85

16 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

2

16 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

16 нед.

Знакомство с
новым
материалом

1

17 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

2

17 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

17 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое

1

назначение. Подбор ткани.
Перенос чертежа на ткань.
Техника изготовления кукол
Последовательность
выполнения работы
Кукла «Барыня» Подбор
ткани. Перенос чертежа на
ткань. Практическая работа
по изготовлению куклы.
Анализ готовых работ.
«Покосница Игровая»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
Изготовление авторской
куклы «Русская красавица»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани.
Перенос чертежа на ткань.
Техника изготовления кукол
Последовательность
выполнения работы
Изготовление авторской
куклы «Русская красавица»
Подбор ткани. Перенос
чертежа на ткань.
Практическая работа по
изготовлению куклы.
Анализ готовых работ.
Кукла «Бабка характерная»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
«Коняшка Масленичная»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая

Опрос

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Беседа
Наблюдение

Беседа
Наблюдение
37

занятие

18 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

18 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

18 нед.

Знакомство с
новым
материалом

1

91-92

19 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

2

93-94

19 нед.

Практическое
занятие

2

95

19 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

1

96-97

20 нед.

Комбинирован
ное занятие:

2

86-87

88-89

90

работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
Птичка лоскутная.
Изготовление подвески.
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
Кукла «Погремень».
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
Кукла «На Выхвалку»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани.
Перенос чертежа на ткань.
Последовательность
выполнения работы
Кукла «На Выхвалку»
Подбор ткани. Перенос
чертежа на ткань.
Практическая работа по
изготовлению куклы.
Анализ готовых работ.
Изготовление украшений по
мотивам народной куклы.
Практическая работа по
изготовлению украшений.
Мальчик Столбик
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
«Малышок-голышок»
Отличительные черты

Беседа
Промежуто
чный
мониторинг.

Беседа
Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
38

лекция,
практическое
занятие

98-99

20 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

Раздел 4. Куклы-обереги

100

101102

103104

105

2

куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
Кукла «Петрушка» (клоун)
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ

Опрос

23

20 нед.

Знакомство с
новым
материалом

1

21 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

2

21 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

21 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

1

Кукла «Подорожница»
Беседа о куклах оберегах.
Народные приметы «в
дорогу».
Последовательность
выполнения работы с
использованием приемов
наматывание и
приматывание.
Кукла «Подорожница»
Рассматривание готового
образца. Практическое
изготовление куклы
«Подорожницы». Анализ
проделанной работы.
Кукла «Закрутка» Беседа о
куклах закрутках.
Особенности изготовления.
Последовательность
выполнения куклы Кукла
«Закрутка». «Закрутка»
вариант 1, вариант 2.
Одежда для кукол, волосы,
платок.
Кукла «Солнечный конь».
Конь в крестьянском труде.
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы.

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

39

106107

108109

110

111112

113114

115

22 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

22 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

22 нед.

Знакомство с
новым
материалом

1

23 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

23 нед.

Демонстрация
готовых
образцов,
иллюстраций.

23 нед.

Знакомство с
новым
материалом

Кукла «Колокольчик»
Беседа о значении
колоколов на Руси.
Знакомство с куклой
«Колокольчик».
Особенности подбора ткани
Практическая работа по
изготовлению куклы.
Анализ готовых работ
Кукла народов Прикамья
Знакомство с куклой
народов Прикамья.
Особенности изготовления
кукол из полос ткани.
Анализ предстоящей
работы. Практическая
работа по изготовлению
куклы народов Прикамья.
Оформление декоративной
подвески
Кукла «Веснянка» Беседа
по теме «Народный
календарь: Авдотья
Весновка».
Последовательность
выполнения куклы
«Веснянка». Традиционные
приемы: обережный крест,
приматывание.
Кукла «Веснянка» Анализ
предстоящей работы.
Практическая работа по
изготовлению «Веснянки».
Украшение куклы яркими
нитями и лентами.

Наблюдение

Беседа

Беседа

Наблюдение

2

«Покосница Обереговая»
История создания куклы, её
предназначения.

Наблюдение

1

«Лихорадки-Лихоманки»
Беседа о куклах оберегах
здоровья. Народные
приметы. Демонстрация
готовых кукол, фотографий.

Беседа

40

116117

118119

120

121122

24 нед.

Демонстрация
готовых кукол,
картин,
иллюстраций.

2

24 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

24 нед.

Знакомство с
новым
материалом

1

25 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

2

Последовательность
выполнения куклы.
«Лихорадки-Лихоманки»
Анализ предстоящей
работы. Практическая
работа по изготовлению
кукол «Лихорадки –
Лихоманки». Анализ
проделанной работы.
«Сёмик и Семчиха»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
«Спиридон-Солнцеворот»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани.
Перенос чертежа на ткань.
Последовательность
выполнения работы
«Спиридон-Солнцеворот»
Анализ предстоящей
работы. Практическая
работа по изготовлению
кукол. Анализ проделанной
работы.

Наблюдение

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Раздел 5. Традиционные обрядовые
куклы
58

123124

125

25 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

25 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

1

Вепсская кукла (кормилка)
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
«Метлушка»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых

Беседа

Беседа

41

126127

128129

130

131132

133134

135

136137

26 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

26 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

26 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

1

27 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

27 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

27 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

1

28 нед.

Лекция.
Знакомство с
новым
материалом

2

работ
«Рванка» Отличительные
черты куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
«Кузьма и Демьян»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани.
Перенос чертежа на ткань.
Последовательность
выполнения работы
«Кузьма и Демьян» Подбор
ткани. Перенос чертежа на
ткань. Практическая работа
по изготовлению куклы.
Анализ готовых работ.
«Крупеничка» (Зерновушка)
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
Кукла «Богач»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани и
тесьмы. Перенос чертежа на
ткань.
Кукла «Богач» Подбор
ткани. Перенос чертежа на
ткань. Практическая работа
по изготовлению куклы.
Анализ готовых работ.
Кукла «Очистительная»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Опрос

42

138139

140

141142

143144

145

146147

148149

28 нед.

Знакомство с
новым
материалом

2

28 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

1

29 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

29 нед.

Знакомство с
новым
материалом

2

29 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

1

30 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

30 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое

2

Кукла «Московка» (Семья).
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани.
Беседа
Перенос чертежа на ткань.
Последовательность
выполнения работы
Кукла «Московка» (Семья).
Подбор ткани. Перенос
чертежа на ткань.
Наблюдение
Практическая работа по
изготовлению куклы.
Анализ готовых работ.
Кукла «Кубышка Травница»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
Наблюдение
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
Кукла «Конь из лыка»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани.
Беседа
Перенос чертежа на ткань.
Последовательность
выполнения работы
Кукла «Конь из лыка»
Подбор ткани. Перенос
чертежа на ткань.
Опрос
Практическая работа по
изготовлению куклы.
Анализ готовых работ.
Кукла «Рябинка»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
Наблюдение
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
«Веничек Благополучия»
Отличительные черты
Беседа
куклы, ее история и
назначение. Практическая
43

занятие

30 нед.

Лекция.
Знакомство с
новым
материалом

1

31 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

31 нед.

Знакомство с
новым
материалом

2

31 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

1

32 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

158159

32 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

160

32 нед.

Комбинирован

1

150

151152

153154

155

156157

работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
Финно-угорские куклы.
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
Кукла «Званка-Желанка»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
Кукла «Невеста»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани.
Перенос чертежа на ткань.
Последовательность
выполнения работы
Кукла «Невеста» Подбор
ткани. Перенос чертежа на
ткань. Практическая работа
по изготовлению куклы.
Анализ готовых работ.
Кукла «Старик-Домовик»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
«Толстушка-Костромушка»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
Кукла «Каргопольская»

Беседа

Наблюдение

Беседа

Опрос

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
44

ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

161162

163164

165

166167

168169

170

33 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

33 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

33 нед.

Знакомство с
новым
материалом

1

34 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

2

34 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

34 нед.

Знакомство с
новым
материалом

1

Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
Кукла «Филипповка»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
«Кукушечка»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
«Русалка» Отличительные
черты куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
«Русалка» Подбор ткани.
Перенос чертежа на ткань.
Практическая работа по
изготовлению куклы.
Анализ готовых работ.
«Зольная» Отличительные
черты куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
«Параскева Пятница»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Подбор ткани.
Перенос чертежа на ткань.
Последовательность
выполнения работы

Наблюдение

Наблюдение

Беседа

Опрос

Наблюдение

Беседа

45

35 нед.

Закрепление
изученного
материала.
Практическое
занятие

2

35 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

35 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

1

176177

36 нед.

Комбинирован
ное занятие:
лекция,
практическое
занятие

2

178179

36 нед.

180

36 нед.

171172

173174

175

Организационн
ое занятие
Итоговое
занятие

«Параскева Пятница»
Подбор ткани. Перенос
чертежа на ткань.
Практическая работа по
изготовлению куклы.
Анализ готовых работ.
«Манилка» Отличительные
черты куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
«Божье Око»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ
«Хозяюшкаблагополучница»
Отличительные черты
куклы, ее история и
назначение. Практическая
работа по изготовлению
куклы. Анализ готовых
работ

Опрос

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

2

Подготовка к выставке

Наблюдение

1

Выставка. Подведение
итогов. Награждение.

Итоговый
мониторинг

46


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».