Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Монтаж оборудования холодильных установок 2024-2025

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 167

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА «МОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ ХОЛОДИЛЬНЫХ
УСТАНОВОК»
(технической направленности)

Возраст обучающихся: разновозрастная
Срок реализации программы – 2 года
Автор-разработчик: Мухамадеев Р.Т.
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2024 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для
системы дополнительного образования в средней общеобразовательной школе.
Составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской
Федерации».
Возрастной диапазон обучающихся по данной программе – разновозрастная.
Срок реализации программы – 2 года. Группа обучения – 324 часа (144 часа – первый
год обучения, 180 часов – второй год обучения).
Разработчик:
Мухамадеев Радик Тимерханович, педагог дополнительного образования МАОУ
СОШ № 167, г. Екатеринбурга.

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Учебный план (первый год обучения)
Содержание учебного плана
Учебный план (второй год обучения)
Содержание учебного плана
Планируемые результаты освоения программы
Организационно-педагогические условия реализации
программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы
Календарный учебный график (первый год обучения)
Календарный учебный график (второй год обучения)

стр.
4
9
10
13
14
17
18
21
23
24
30

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа технической направленности разработана на основе
рабочей программы «Ведение процесса по монтажу, технической эксплуатации и
обслуживанию холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)»
Актуальность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Монтаж
оборудования холодильных установок» составлена на основании следующих
нормативно-правовых документов:
 Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ 2012 г.);
 Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022
г. № 678-р)
 Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
 Приказ Минпросвещения России от 05.08.2020 г. №882-391 «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам)
 Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам…»
 Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».

4

 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей
инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи».
 Приказ министерства образования и молодежной политики Свердловской
области № 219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации
«Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 № 934-д
 Требования к дополнительным общеразвивающим программам для включения
в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области. Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021.
 Устав ОО.
Данная программа включает в себя изучение монтажа холодильных контуров,
изучение технологии производства искусственного холода современного
оборудования и расходных материалов, что стимулирует интерес обучающихся к
новым технологическим операциям и расширяет их кругозор.
Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является развитие
у молодежи технического творчества. Знакомство с различными направлениями,
историей холодильной промышленности, просмотр видеоматериалов об
использовании современного технологического оборудования развивают и внутренне
обогащают, прививают умение через практические навыки выражать
технологические процессы, их взаимодействие с окружающим миром.
Программа обеспечивает формирование общей культуры личности,
индивидуальной профессиональной культуры, приобщение обучающихся к
общечеловеческим ценностям, подготовку молодежи к творческому созиданию в
производственной сфере, воспитание технологической культуры.
Режим занятий: занятия проводятся два-три раза в неделю, по одному-два часа.
Объем общеобразовательной программы: общее количество учебных часов,

5

запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы –
324 часа.
Срок освоения программы – два года.
Группа первого года обучения – 144 учебных часа в год, 4 часа в неделю (36
недель);
Группа второго года обучения – 180 учебных часов в год, 5 часов в неделю (36
недель)
Продолжительность занятия 45 минут.
Занятия в объединении проводятся по группам.
Данная программа разделена на 2 модуля:
1 модуль (первый год обучения) – «Основные принципы построения
холодильного оборудования»
«Основные принципы построения холодильного оборудования» (первый год
обучения)
Данный этап программы предназначен для обучающихся 15-16 лет, не имеющих
начального технического образования, и представляет собой некий экспресс-курс
знакомства с азами и основами тепловых процессов. Программа первого года
обучения состоит из следующих разделов: «Физические термины, величины и
способы их измерения», «Основные принципы молекулярной физики», «Основы
теплотехники», «Давление жидкости и газа в системах холодильного оборудования»,
«Основные элементы холодильного оборудован». Кроме того, уже на этапе первого
года обучения предполагается участие в конкурсах и соревнованиях.
2 модуль (второй год обучения) – «Выполнение монтажа и запуск в
эксплуатацию холодильной установки»
«Выполнение монтажа и запуск в эксплуатацию холодильной установки»
(второй год обучения)
Базовый этап программы, рассчитан на один год и предназначен для
обучающихся 17-18 лет второго года обучения по данной программе. На данном
уровне обучения добавляются следующие разделы «Физические принципы работы
холодильных машин», «Работа основного оборудования холодильных машин»,
«Изготовление и монтаж труб холодильного контура», «Опрессовка и
вакуумирование
холодильного
контура»,
«Электрическое
оборудование
холодильных машин», «Ввод в рабочий режим холодильного контура». В процессе
занятий обучающие получают определенные навыки на уровне их применения, а
также в их сознании формируется представление о технологических процессах,
происходящих в холодильных машинах.
В программе «Монтаж оборудования холодильных установок» для

6

обучающихся используются стандарты профессионального образования. Такие же
стандарты используются при проведении Чемпионатов «Молодые профессионалы»,
которые способствуют наиболее яркому раскрытию способностей обучающихся,
обучающихся в объединении, при этом учитываются их интересы.
Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.
Виды занятий: реализация программы осуществляется на теоретических и
практических занятиях.
Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме показа
видеоматериалов с разъяснением и комментарием. Практические занятия включают
изучение и закрепление техники и приёмов выполнения заданий. Они проводятся в
целях закрепления и совершенствования умений и навыков, практических действий.
Формы занятий:
 обучающее занятие
 практическое занятие
 коллективно-творческое занятие
 индивидуальное занятие
 экскурсии
(посещение
базового
центра
подготовки
«Молодые
профессионалы», учебные корпуса ЕЭТК, посещение предприятий, использующих
холодильное оборудование)
Кроме того, предусмотрены такие формы занятий как: проведение соревнований,
конкурсы различных уровней.
Структура занятий:
 Подготовительная часть
 Основная часть (повторение знакомого и разучивание нового материала)
 Заключительная часть (закрепление нового материала)
Способы обучения:
 Занятия разнообразны как по содержанию (отработка навыков, задания на
ориентировку, разучивание действий тренировочного характера, разучивание и
закрепление навыков работы с инструментами), так и по набору применяемых
методов.
 Любое задание, которое предлагается выполнить учащимися, должно
соответствовать степени подготовленности к нему.
 Весь процесс обучения строится на сознательном усвоении знаний и навыков.
 Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и
тоже действие, приём работы, долго объяснять, пытаясь научить всему сразу.
 На занятии закрепляются все навыки, которые вырабатывались раннее,
повторяются пройденные действия и приём работы.

7

Формы подведения итогов: для стартового уровня – школьный этап
соревнований, для базового уровня – региональный чемпионат «Молодые
профессионалы».
Цель – развитие личности обучающего и его способности к техническому
самовыражению средствами профессионального обучения.
Задачи:
Образовательные:
 вводить обучающихся в мир техники, технологических процессов и
современного оборудования;
 знакомить обучающихся с различными видами технологического
оборудования;
 приобщать обучающихся к культуре производства, обогатить их технический и
практический опыт;
 знакомить обучающихся с различными компонентами современных установок
для получения искусственного холода.
Развивающие:
 развивать специальные способности (силу, координацию движений,
выносливость, выразительность, любознательность), совершенствовать прикладную
деятельность;
 развивать способности и технические навыки, приобретению собственной
манеры выполнения производственных заданий на основе оточенных
профессиональных навыков, свободного владения инструментом, умение передавать
читать чертежи и схемы;
 создать условия для развития творческой активности обучающихся,
участвующих в технической деятельности
 совершенствовать и доводить до автоматизма навыки работы обучающихся в
процессе сборки технологических линий, а также их умения быстро ориентироваться
в изменяющихся требованиях при выполнении заданий.
Воспитательные:
 формировать профессиональную этику, эстетическое восприятие рабочих и
технологических процессов;
 формировать ценностное отношение к профессионализму, своему здоровью;
 формировать ценностное отношения к себе и другим людям.

8

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Стартовый уровень (первый год обучения)
Основные принципы построения холодильного оборудования
№
п/п

Наименование раздела,
темы

1.

Физические термины,
величины и способы их
измерения

2.

Основные принципы
молекулярной физики

3.

Основы теплотехники

4.
5.
6.

Давление жидкости и газа в
системах холодильного
оборудования
Основные элементы
холодильного оборудования
Участие в соревнованиях

Итог

Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
Входной
мониторинг.
16
6
10
Беседа Опрос,
наблюдение
Опрос, беседа
26
13
13
наблюдение
Текущий
мониторинг.
26
13
13
Опрос, беседа
наблюдение
14

7

7

16

8

8

46
144

46
47

Опрос, беседа
наблюдение
Беседа Опрос,
наблюдение
Итоговый
мониторинг.

97

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Физические термины, величины и способы их измерения
Теория: Вводное занятие. Техника безопасности. Данный цикл занятий
начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи
программы. Определяются основные физические термины и понятия молекулярнокинетической теории. Раскрываются принципы измерения физических величин.
«Даются понятия: измерительный инструмент, точность и погрешность измерений,
строение вещества, молекулы, диффузия, агрегатные состояния вещества,
молекулярное строение веществ.
Практика: Практическое освоение методов измерения физических величин,
правила пользования мерительным инструментом, определение цены деления
измерительных приборов, вычисление погрешности измерений, определение объема
9

тел, правила взвешивания, определение массы, определение плотности твердых тел и
жидкостей.
Раздел 2. Основные принципы молекулярной физики
Теория: Макро и микромиры. Размеры атомов и молекул. Свойства газов,
жидкостей и твердых тел. Тепловые явления. Нагревание и охлаждение тел,
зависимость их свойств от температуры, изменение агрегатных состояний вещества.
Процессы связаны с передачей и превращением энергии. Изменение температуры
тел. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Практика: Решение задач на определение размеров атомов и молекул.
Определение состава атомов и молекул по таблице Менделеева. Определение
температуры тел и веществ с помощью термометров и электрических приборов.
Измерение температуры в различных точках функционирующей холодильной
установки. Перевод шкалы температурных измерений в абсолютные значения.
Раздел 3. Основы теплотехники
Теория: Понятие теплоты и количества теплоты. Энергия и законы ее
превращения из одного вида в другой. Основы термодинамики. Принципы работы
тепловых двигателей (паровых машин, двигателей внутреннего сгорания), тепловых
насосов, холодильной техники, кондиционеров. Материальные тела, входящие в
термодинамическую систему. Источники тепла и рабочие тела. Изменение энергии в
термодинамических системах.
Практика: определение основные законы гидростатики, кинематики и динамики
движущихся потоков по технологическому стенду. Регулировка направления и
особенностей движения технологических жидкостей и газов по трубопроводам.
Расчёт основных гидродинамических и теплообменных процессов в холодильных
установках. Проверка основных законов термодинамики на примере реальных
процессов
в
холодильной
установке.
Определение
характеристики
термодинамических процессов и тепломассообмена. Регулировка работы
компрессора и охладительной системы, определение их параметров по
измерительным приборам. Определение технических параметров и характеристики
насосов и вентиляторов. Заполнение технологических журналов для теплообменных
аппаратов.
Раздел 4. Давление жидкости и газа в системах холодильного оборудования
Теория: Связь температуры, давления и объёма в тепловых машинах. Принцип
работы холодильной машины. Типы хладагентов, альтернативные хладагенты
обладающих высоким потенциалом глобального потепления. Сравнение их свойств,

10

производительности, аспектов безопасности, воздействия на окружающую среду и
простоты использования. Особенности трубопроводов в зависимости от
производительности оборудования хладагента и теплоносителя и условий
эксплуатации. Дистанционное считывание рабочих параметров установок.
Практика: Изучение устройства, принцип действия и настройки регуляторов
давления и температуры в холодильных системах. Определение параметров работы
холодильной установки косвенным способом по изменению рабочих режимов
оборудования. Чтение рабочей диаграммы холодильного агента в координатах
давление-энтальпия. Расчет схемы тепловой машины.
Раздел 5. Основные элементы холодильного оборудования
Теория: Основные элементы холодильной машины. Реализация ее рабочего
цикла. Устройство холодильного контура. Элементы холодильного цикла.
Технологический процесс производства холода. Схема расположения трубопроводов,
арматуры, приборов автоматического регулирования и контроля. Устройство
приборов автоматического регулирования и контроля электроприводов. Порядок и
форму ведения технической и отчетной документации установки. Правила
безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности.
Практика: Определение по схеме устройство холодильного оборудования.
Технологическая последовательность разборки, и сборки оборудования, агрегатов и
узлов холодильных устройств. Изучение устройства, назначение и применение
контрольно-измерительного инструмента, универсальных и специальных
приспособлений.
Расчет физических параметров охлаждения. Определение технологического
процесса производства холода. Чтение схемы расположения трубопроводов,
арматуры, приборов автоматического регулирования и контроля. Использование
приборов автоматического регулирования и контроля электроприводов. Ведение
технической и отчетной документации установки. Соблюдение правил безопасности
труда, пожарной безопасности, электробезопасности.
Раздел 6. Участие в соревнованиях
Практика:
1. Применение ручного и механизированного инструмента, для монтажа
холодильных установок
2. Организационная и техническая подготовка к производству монтажных работ
3. Способы крепления холодильного оборудования
4. Технологические способы монтажа компрессоров и компрессорных агрегатов
установка технологических линий

11

5. Выведение на рабочий режим теплообменных аппаратов
6. Особенности применения оборудования при монтаже и пусконаладочных
работах для основных частей и трубопроводов
7. Заполнение документации по монтажу и запуску холодильных установок.
Участник школьного этапа соревнований должен выполнить следующие
операции:
1. Изготовление и монтаж труб холодильного контура.
2. Опрессовка и вакуумирование холодильного контура.
3. Электромонтажные работы.
4. Заправка, контроль утечек, настройка приборов автоматики и запуск в
эксплуатацию.
5.
Измерение и контроль параметров.

12

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Второй год обучения (базовый уровень)
№
п/п

Наименование раздела, темы

1.

Физические принципы
работы холодильных машин

2.

Работа основного
оборудования холодильных
машин

3.

Изготовление и монтаж труб
холодильного контура

Опрессовка и
4. вакуумирование
холодильного контура
Электрическое оборудование
5.
холодильных машин
Ввод в рабочий режим
6.
холодильного контура
Участие в соревнованиях,
7. региональном чемпионате
«Молодые профессионалы»
Итог

Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
Входной
мониторинг.
16
6
10
Беседа Опрос,
наблюдение
38

12

26

Опрос, беседа
наблюдение

22

8

14

Текущий
мониторинг.
Опрос, беседа
наблюдение

24

8

16

Опрос, беседа
наблюдение

40

10

30

10

10

30

30

180

44

Беседа Опрос,
наблюдение
Беседа Опрос,
наблюдение
Итоговый
мониторинг.

136

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Базовый уровень (второй год обучения)
Раздел 1. Физические принципы работы холодильных машин
Теория: Вводное занятие Техника безопасности. Основные понятия, связанные с
работой холодильной машины. Охлаждение за счет поглощения тепла при кипении
жидкости. Зависимость температуры кипения жидкости от давления окружающей
среды. Компрессионный цикл охлаждения.
Практика: Изучение схемы компрессионного цикла охлаждения холодильного
13

контура. Изображение теоретического цикла сжатия на диаграмме «Давление и
теплосодержание». Определение высокого давления компрессионного цикла
холодильных машин. Определение низкого давления компрессионного цикла
холодильных машин. Определение границы между ними. Определение положения
нагнетательного клапана компрессора и выходного отверстие регулятора потока в
холодильной машине. Подключение элементов высокого давления, работающих при
давлении конденсации. Подключение элементов низкого давления, работающих при
давлении испарения. Расчет типов компрессионных холодильных машин, чтение
принципиальных схем цикла в холодильных агрегатах.
Раздел 2. Работа основного оборудования холодильных машин
Теория: Основное оборудование холодильных машин. Параметры работы
холодильных машин. Перегрев и переохлаждение. Контроль и безопасность работы
холодильных машин. Реле давления. Регулятор производительности.
Практика: Проверка переохлаждения в рекуперативном теплообменнике с
помощью измерительных приборов. Проверка перегрева в испарителе. Проверка
общего перегрева измеряется на входе в компрессор. Занесение всех измерений в
карту контрольных. Измерение параметров работы холодильной установки
цифровым манометрическим коллектором, не отсоединяя его от установки. Оценка
производительности установки по контрольным замерам без повторного снятия
параметров. Проверка датчиков контроля и безопасности. Проверка соответствия
включения и выключения реле низкого давления при соответствующих
температурах. Проверка соответствия включения и выключения реле высокого
давления при соответствующих температурах. Проверка работы регулятора
производительности в установленном режиме изменения температуры кипения.
Проверка постоянности работы установки.
Раздел 3. Изготовление и монтаж труб холодильного контура
Теория: Виды труб и опор, деталей трубопроводов и арматуры. Устройство
холодильно-компрессорных машин и установок. Принцип действия холодильнокомпрессорных машин и установок. Свойства хладагентов и хладоносителей.
Технология монтажа холодильного оборудования. Назначение, устройство и
применение слесарного и механизированного инструмента, измерительных средств и
СИЗ, правила пользования ими. Виды инструктажей по безопасности труда и
противопожарным мероприятиям.
Практика: Выполнение слесарных работ. Монтаж трубопровода холодильного
контура. Решение производственно-ситуационных задач по подключению
трубопровода и технической проверки подключения к холодильной установки.

14

Раздел 4. Опрессовка и вакуумирование холодильного контура
Теория: Основные понятия, связанные с проверкой работоспособности
холодильной машины. Опрессовка холодильного контура. Вакуумирование
холодильного контура. Оборудование и приборы для опрессовки и вакуумирование
холодильного контура. Настройка номинального режима работы приборов
автоматики.
Практика: Проверка всех соединений холодильного контура на герметичность
путем опрессовки его избыточным давлением азота, соответствующим проектным
параметрам. Определение проектной температуры конденсации. Определение
давления опрессовки. Проверка стабильности давление в системе при опрессовки.
Присоединение и отсоединение баллона с азотом. Проверка на герметичность и
нахождение возможных утечек, их устранение и затем повторная опрессовка.
Контроль значения давления азота и время выдержки. Контроль параметров
опрессовки при первой и второй попытках. Определение контрольного давления
опрессовки системы. Фиксация времени начала выдержки контрольного давления и
времени окончания выдержки. Фиксация давление после выдержки. Вакуумирование
контур хладагента до остаточного давления 30 мБар. Выдержка 10 минут и заправить
установку хладагентом. Выполнение пусконаладочных работ и выведение
холодильной установки на проектный режим. Переключение установки в работу на
автоматическом режиме на 30 минут. Измерение рабочих параметров и занесение их
в карту контрольных замеров.
Раздел 5. Электрическое оборудование холодильных машин
Теория: Электрическая схема управления холодильными установками.
Подключение электрического оборудования холодильной установки. Контрольные
измерительные приборы и системы автоматики.
Практика: Подключение, обслуживание и эксплуатация электрооборудования
холодильных установок. Подготовка электрического провода к подключению.
Монтаж электрических соединений холодильных установок. Обнаружение
неисправную работу электрических систем холодильного оборудования и принятие
меры для устранения и предупреждения отказов и аварий. Анализ и оценка режимов
работы электрического оборудования. Работы по настройке и регулированию работы
систем автоматизации холодильного оборудования.
Раздел 6. Ввод в рабочий режим холодильного контура
Практика: Выполнение заправки системы правильным типом и необходимым
количеством хладагента для эффективной работы (без утечки хладагента в
окружающую среду). Выполнение осмотра системы на предмет утечки после ввода в

15

эксплуатацию, используя прямые или непрямые методы измерений. Оценивание
правильности работы системы. Оценивание правильности работы электрических
компонентов систем. Регулировка средствами управления подачей и циркуляцией
хладагента для оптимальной работы системы. Измерение и регистрации рабочих
параметров холодильных систем и холодильного оборудования.
Участие в соревнованиях, региональном чемпионате «Молодые
профессионалы»
Практика:
1. Применение ручного и механизированного инструмента, для монтажа
холодильных установок;
2. Организационная и техническая подготовка к производству монтажных работ;
3. Способы крепления холодильного оборудования;
4. Технологические способы монтажа компрессоров и компрессорных агрегатов
установка технологических линий;
5. Выведение на рабочий режим теплообменных аппаратов;
6. Особенности применения оборудования при монтаже и пусконаладочных
работах для основных частей и трубопроводов;
7. Заполнение документации по монтажу и запуску холодильных установок.
Участник чемпионата должен выполнить следующие операции.
1. Смонтировать компоненты и трубопроводы холодильной установки;
2. Выполнить проверку герметичности контуров хладагента и теплоносителя,
отвакуумировать контур хладагента;
3. Заправить контур хладагента фреоном R134a, контуры теплоносителя –
водой;
4. Проверить соединения всех контуров на герметичность;
5. Выполнить подключение электрических потребителей к щиту управления;
6. Выполнить предпусковые проверочные операции;
7. Запустить холодильную установку;
8. Выполнить пусконаладочные работы и вывести холодильную установку на
проектный режим;
9. Измерить рабочие параметры и занести их в карту контрольных замеров
(замеры производятся не ранее, чем через 15 минут после окончания проверок и
регулировок приборов автоматики;
10.Время начала и окончания вакуумирования в карту контрольных замеров
заносит участник соревнований.
11.Подключение электрических потребителей холодильной установки к щиту,
заправку контуров теплоносителя и теплоизоляционные работы участник может
выполнить в любой удобный момент в течение Модуля 1.

16

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
 учебно-познавательный интерес к техническим дисциплинам;
 ориентация на понимание причин успеха в практической деятельности;
 способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
 основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и
результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные результаты:
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
 осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
 навык самостоятельной работы при выполнении практических творческих
работ;
 умение адекватно воспринимать оценку своих работ и окружающих;
 умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности;
 корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе оценки и характере сделанных ошибок.
Предметные результаты:
 умение грамотно выполнять все технологические операции при работе с
холодильным оборудованием;
 умение определять с помощью измерительных приборов параметров работы
холодильной установки, определять линии высокого и низкого давления, начало и
конец периодов работы компрессора, определять перегрев и переохлаждение
установки;
 умение контролировать параметры работы системы с помощью регулировки
системы автоматики, правильно записывать данные контрольных замеров;
 умение правильно собирать установку по схеме и ориентироваться в контуре
холодильной установки.

17

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
1. Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы технического кружка необходимым
является следующее:
Кадровое обеспечение
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение
по дополнительной общеразвивающей программе: наличие среднего или высшего
педагогического образования, либо образования по профилю Программы, желателен
опыт педагогической деятельности.
Методическое обеспечение
Для успешной реализации программы обеспечены условия необходимые для
реализации программы в течение всего периода:
Методическое
обеспечение
программы
содержит
необходимые
информационные ресурсы для ведения качественного образовательного процесса и
представлено в виде фоно- и видео – медиатеки, тематической литературы,
методических разработок занятий, фотоальбомов.
 аудио материалы с фонограммами;
 DVD материалы с записями проведения соревнований;
 DVD и видео материалы по монтажу и техническому обслуживанию
холодильных установок.
При обучении навыкам использования инструментов и монтажным работам
важное место на занятиях отводится тренировкам — это определённая система
тренировочных упражнений, которые помогают обучающимся легче понять порядок
работы. Построенные по степени усложнения, упражнения подготавливают к более
сложным навыкам, к возрастанию физической нагрузки. Каждый навык работы с
материалом делится на ряд более простых манипуляций. По мере усвоения схемы
работы с инструментом и материалом добавляются детали, постепенно доводящие
определенный навык до его механического выполнения.
Обычно педагог показывает и объясняет технологические операции,
проделывает их совместно с обучающимися сначала в медленном темпе, пока они не
будут усвоены обучающимися. Эти навыки постепенно совершенствуются и
сочетаются с работой в технологических цепочках. Параллельно с отрабатыванием
навыков работы с инструментом идет работа над запоминанием теоретического

18

материала. Пропуская через себя информацию, которую обучающиеся воплощают в
монтируемом оборудовании, они с большим удовольствием работают над монтажом
технологических контуров.
Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с содержанием
нового материала.
Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка (особенно на
начальном этапе), сложности отдельных элементов схем.
Основная часть занятия — работа с технологическим оборудованием. Сначала
даётся общее представление о цели — показ принципов работы оборудования.
Приступая к разбору и разучиванию отдельных элементов, сначала просматривается
видеоматериал, затем рассматриваются технические особенности других участков
линии. Главным приёмом в работе над оборудованием является развитие
самостоятельности и инициативы у ребят, подчёркивание их индивидуальности.
Обучающимся предлагается подготавливать материал по элементам технологических
схем, способствуя развитию творческой активности.
Организация творческой деятельности позволяет педагогу увидеть характер в
подростке, выявить движения его души, найти индивидуальный подход к нему с
учётом пола, возраста, потребности, в данного рода деятельности, выявить и развить
его творческий потенциал. На выявление и развитие индивидуальности
обучающихся, отводится не менее 5 минут на каждом занятии. Это и работа с детьми,
требующими повторного показа, дополнительного объяснения или подсказки
педагога, как легче и грамотнее выполнить то или иное действие или сложный
элемент технологической операции. С целью развития эмоциональности,
выразительности в исполнительской деятельности, творческих способностей и
профессионального мастерства используется просмотр видеоматериала занятий с
последующим их анализом и обсуждением.
Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных технологических
операций со специальный инструмент используется приём выполнения упражнений
обучающимися по очереди с последующим анализом результатов педагогом или
самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок).
Все замечания по ходу занятия делаются в спокойной, требовательной, но
доброжелательной форме, без намёка на унижение личности ребёнка, с
обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных
успехов обучающегося.
Занятия проводятся по группам. Коллективная форма проведения занятий даёт
возможность более продуктивно влиять на выработку норм и правил
высоконравственного поведения, добиваться сплочения коллектива, наладить
дружбу, здоровые отношения между членами коллектива чему способствует

19

дружеская
атмосфера
совместного
творчества,
делового
содружества,
взаимопонимания и полного доверия между участниками.
Важным моментом в реализации данной программы является создание
творческой атмосферы, которая позволяет ненавязчиво, исподволь заниматься
обучением и воспитанием с учётом специфики занятий техническим творчеством.

20

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценка эффективности программы
Для контроля качества обучения и стимуляции деятельности обучающихся
проводятся соревнования и конкурсы. Достижения обучающихся отмечаются
вручением специальных грамот и дипломов и освещаются на школьном сайте и в
школьной газете.
Из числа наиболее подготовленных обучающихся формируется творческая
группа для участия в конкурсах и региональном чемпионате «Молодые
профессионалы».
Формы контроля
При реализации данной программы предусмотрены следующие виды контроля:
Входной мониторинг (проводится на первых занятиях) – определение начальной
подготовленности обучающихся. Проводится в форме наблюдения и мониторинга
эффективности.
Текущий мониторинг – определение уровня усвоения содержания программы.
Формы контроля: беседа, мониторинга эффективности.
Итоговый мониторинг (проводится в конце каждого учебного года) –
соревнования.
Мониторинг эффективности
Данный мониторинг позволяют целенаправленно изучать эффективность работы
с обучающимися, определить достигнутые в этой работе результаты, измерить их,
выявить динамику происходящих изменений.
Критерии

Техническая
грамотность
Технологическая
грамотность

Наблюдательнос
ть

уровни
низкий

Проявляется
пассивность
на занятиях,
часты
отвлечения,
интерес к
изучаемому
материалу
отсутствует.

средний
Могут частично различать
способы работы с
инструментом.
Умеют частично собирать
технологическую линию
Могут частично
воспринимать и
преобразовывать
технологические чертежи и
схемы

высокий
Способны быстро
воспринимать и передавать в
информацию в высоком
техничном темпе
Умеют увидеть преимущества
новых технологических схем,
по сравнению с
наработанными
Уверенно преобразовывают
технологические чертежи и
схемы

21

Специальные
навыки

Частично знают основные
принципы работы
холодильных машин

точность
исполнения
упражнений,
правильное
сочетание движений рук и
инструмента в работе

Творческие
способности

Могут частично
воспринимать знакомые и
незнакомые схемы
освоенных на занятиях
действий, а также
придумывать собственные

Умеют импровизировать
придумывать новые подходы
к работе с технологическим
оборудованием

Способны частично
приемы и движения при
работе с инструментом

Способны не отвлекаться от
процесса монтажа
оборудования (выполнять
задания самостоятельно, без
подсказок)

Внимание и
память

Методы, используемые в процессе обучения
 Словесный (объяснение, замечание)
 Наглядный (личный показ педагога)
 Практический (выполнение движений)

22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие»
2. ТУ 2422-004-11490846-02 «Хладоносители на основе водного раствора
пропиленгликоля»
3. Абдульманов Х.А., Балыкова Л.И., Сарайкина И.П. Холодильные машины и
установки. – М: Колос, 2018
4. Антипов А. В., Дубровин И. А. Монтаж и эксплуатация хладоновых установок.
Издательство: Академия. Серия: Непрерывное профессиональное образование, 2017
5. Брайдерт Й./ М. Проектирование холодильных установок. Расчёты,
параметры, примеры. Техносфера, 2018.- 336 с.
6. Сязин, И. Е.. Проектирование холодильных установок для предприятий
пищевой промышленности. Издательство: Экоинвест. 2018.- 131с.
7. Полевой А.А. Монтаж холодильных установок и машин. – М: Профессия, 2017
8. Справочник современного проектировщика. /Под общ. ред. Л.Р. Маиляна/ Изд.
3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 510с.
Для обучающихся:
1. Доссат Рой Дж., Хоран Томас Дж. Основы холодильной техники.
Издательство: Техносфера. Серия: Мир физики и техники. 2018. – 824с.
2. Лашутина Н.Г., Верхова Т.А., Суедов В.П. Холодильные машины и установки.
– М: Колос, 2018
3. Родин А.В., Тюнин Н.А. Ремонт Бытовой техники. 2018.-120с.

23

N п/п

Дата

1-2

1 нед.

3-4

1 нед.

5-6

2 нед.

7-8

2 нед.

9-10

3 нед.

11-12

3 нед.

13-14

4 нед.

15-16

4 нед.

17-18

5 нед.

19-20

5 нед.

21-22

6 нед.

Форма занятия

Вводное
занятие
Вводное
занятие
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Отработка
навыков.
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Отработка
движений.
Знакомство с
новым
материалом
Закрепление
изученного
материала
Знакомство с
новым
материалом
Знакомство с
новым
материалом
Объяснение,

Кол-во
часов

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
(первый год обучения)

2

2

Тема занятия
Физические термины,
величины и способы их
измерения Вводное
занятие Техника
безопасности.
Профессиональное
знакомство

Форма
контроля
Беседа.
Входной
мониторинг.
Беседа

2

Физические термины и
формулы

2

Подготовка к
профконкурсу

2

Измерение физических
величин

2

Подготовка к
профконкурсу

Наблюдение

2

Мерительный инструмент

Наблюдение

2

Проведение профконкурса

Наблюдение

2

Точность и погрешность
измерений

Беседа

2

Молекулярное строение
вещества

Беседа

2

Агрегатные состояния

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение
24

23-24

6 нед.

25-26

7 нед.

27-28

7 нед.

29-30

8 нед.

31-32

8 нед.

33-34

9 нед.

35-36

9 нед.

37-38

10 нед.

39-40

10 нед.

41-42

11 нед.

показ
выполнения
упражнений.
Знакомство с
новым
материалом
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Знакомство с
новым
материалом
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Отработка

вещества

2

Основные принципы
молекулярной физики
Макро и микромиры

2

Основные характеристики
тепловых явлений

Наблюдение

2

Нагревание и охлаждение
тел

Беседа

2

Связь температуры с
энергией

2

Масса и размеры молекул

2

Работа с таблицей
Менделеева

2

Передача и превращение
энергии

Беседа

2

Отличие свойств газов от
жидкостей

Наблюдение

2

Шкала измерения
температур

2

Подготовка к

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа
Наблюдение
25

43-44

11 нед.

45-46

12 нед.

47-48

12 нед.

49-50

13 нед.

51-52

13 нед.

53-54

14 нед.

55-56

14 нед.

57-58

15 нед.

59-60

15 нед.

61-62

16 нед.

63-64

16 нед.

65-66

17 нед.

67-68

17 нед.

69-70

18 нед.

71-72

18 нед.

навыков.
Практическое
занятие
Отработка
действий.
Знакомство с
новым
материалом
Закрепление
изученного
материала
Отработка
движений.
Знакомство с
новым
материалом
Закрепление
изученного
материала
Знакомство с
новым
материалом
Отработка
навыков.
Знакомство с
новым
материалом
Отработка
движений.
Отработка
движений.
Закрепление
изученного
материала
Знакомство с
новым
материалом
Знакомство с

соревнованиям
2

Виды термометров

Наблюдение

2

Подготовка к
соревнованиям

Наблюдение

2

Холодильные установки

2

Подготовка к
соревнованиям

Наблюдение

2

Проведение соревнований

Наблюдение

2

Определение массы тела
взвешиванием

Беседа

2

Определение плотности
тела по формуле

Наблюдение

2

Основы теплотехники
Количество теплоты

Беседа

2

Превращение одного вида
энергии в другой

2

Термодинимические
системы

2

Теплообменные системы

Наблюдение

2

Подготовка к
соревнованиям

Наблюдение

2

Проведение
соревнованиям

Наблюдение

2
2

Характеристика
термодинамических
процессов
Технические параметры

Беседа

Наблюдение
Беседа

Беседа
Текущий
26

73-74

19 нед.

75-76

19 нед.

77-78

20 нед.

79-80

20 нед.

81-82

21 нед.

83-84

21 нед.

85-86

22 нед.

87-88

22 нед.

89-90

23нед.

91-92

23 нед.

93-94

24 нед.

новым
материалом
Закрепление
изученного
материала
Знакомство с
новым
материалом
Знакомство с
новым
материалом
Знакомство с
новым
материалом
Закрепление
изученного
материала
Отработка
навыков.
Знакомство с
новым
материалом
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Знакомство с
новым
материалом
Отработка
движений.
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Знакомство с
новым
материалом

мониторинг

2

Расчет технических
параметров вентиляторов

2

Расчет технических
параметров
холодильников

Беседа

2

Заполнение журнала
технолога

Беседа

2

Заполнение журнала
технолога

Беседа

2

Техническая
документация

Наблюдение

2

Подготовка к
соревнованиям

Наблюдение

2

Заполнение технической
документации

Беседа

Корректировка
технических параметров
системы

Наблюдение

2

Регулировка работы
компрессора

Подготовка к
соревнованиям

2

Регулировка работы
охладительной системы

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа

27

95-96

97-98

24 нед.

Отработка
действий

2

25 нед.

Знакомство с
новым
материалом

2

99100

25 нед.

101102
103104

26 нед.

105106

27 нед.

107108

27 нед.

109110

28 нед.

111112

28 нед.

113114

29 нед.

115116

29 нед.

117118

30 нед.

119-

30 нед.

26 нед.

Закрепление
изученного
материала
Объяснение,
показ.
Отработка
навыков.
Знакомство с
новым
материалом
Отработка
навыков
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Отработка
действий.
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Закрепление
изученного
материала
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Объяснение,

Подготовка к
соревнованиям
Давление жидкости и
газа в системах
холодильного
оборудования Связь
температуры, давления и
объема

Наблюдение

Беседа

2

Проведение соревнований

Наблюдение

2

Типы хладагентов

2

Подготовка к
соревнованиям

2

Регуляторы давления и
температуры

Беседа

2

Расчет схемы тепловой
машины

Наблюдение

2

Рабочие диаграммы

2

Подготовка к
соревнованиям

2

Дистанционная передача
параметров

2

Подготовка к
соревнованиям

Наблюдение

2

Регуляторы давления и
температуры

Наблюдение

2

Производительность

Наблюдение

Беседа
Наблюдение

Беседа

Наблюдение

Беседа

28

120

показ.

121122

Знакомство с
новым
материалом

31 нед.

123124

31 нед.

125126

32 нед.

127128

32 нед.

129130

33 нед.

131132

33 нед.

133134
135136

34 нед.

137138

35 нед.

139140

35 нед.

141142

36 нед.

143144

36 нед.

34 нед.

Знакомство с
новым
материалом
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Отработка
действий.
Закрепление
изученного
материала
Отработка
навыков
Отработка
действий.
Закрепление
изученного
материала
Отработка
действий.
Закрепление
изученного
материала
Итоговое
занятия

2

трубопроводов
Основные элементы
холодильного
оборудования Основы
работы тепловой машины

Беседа

2

Рабочий цикл тепловых
машин

Беседа

2

Контрольноизмерительные приборы

Наблюдение

2

Автоматическая
регулировка контроля
электроприводов

Беседа

2

Правила безопасности
труда

Наблюдение

2

Пожарная безопасность и
электробезопасность

Наблюдение

2
2

Технологический процесс
производства холода
Схемы расположения
трубопроводов

Наблюдение
Наблюдение

2

Монтаж и демонтаж
оборудования

Наблюдение

2

Сборка оборудования для
складирования

Наблюдение

2

Подготовка к
соревнованиям

Наблюдение

2

Отчетное соревнование

Итоговый
мониторинг.

29

N п/п

Дата

1-2

1 нед.

3-4

1 нед.

5

1 нед.

6-7

2 нед.

8-9

2 нед.

10

2 нед.

11-12

3 нед.

13-14

3 нед.

15

3 нед.

16-17

4 нед.

18-19

4 нед.

20

4 нед.

Форма
занятия
Вводное
занятие
Вводное
занятие
Отработка
навыков.
Знакомство с
новым
материалом
Знакомство с
новым
материалом
Отработка
навыков.
Знакомство с
новым
материалом
Знакомство с
новым
материалом
Отработка
действий.
Знакомство с
новым
материалом
Закрепление
изученного
материала
Отработка
действий.

Кол-во
часов

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
(второй год обучения)

2

2
1
2

Тема занятия
Физические принципы
работы холодильных
машин Вводное занятие
Техника безопасности.
Профессиональное
знакомство
Подготовка к
соревнованиям
Охлаждение за счет
поглощения тепла при
кипении жидкости

Форма
контроля
Беседа.
Входной
мониторинг.
Беседа
Наблюдение
Беседа

2

Работа холодильной
машины

1

Подготовка к
соревнованиям

2

Температура кипения

Беседа

2

Связь температуры и
давления

Беседа

1

Подготовка к
соревнованиям

2

Компрессионный цикл
охлаждения

2

Низкое и высокое
давление системы

Наблюдение

1

Подготовка к
соревнованиям

Наблюдение

Беседа
Наблюдение

Наблюдение
Беседа

30

21-22

23-24

25
26-27

5 нед.

5 нед.

5 нед.
6 нед.

28-29

6 нед.

30

6 нед.

31-32

7 нед.

33-34

7 нед.

35

7 нед.

36-37

8 нед.

38-39

8 нед.

40

8нед.

41-42

9 нед.

Закрепление
изученного
материала
Знакомство с
новым
материалом
Объяснение,
показ
упражнений.
Объяснение,
показ.
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Отработка
действий.
Объяснение,
показ
упражнений.
Объяснение,
показ
упражнений.
Отработка
действий.
Объяснение,
показ
упражнений.
Объяснение,
показ
упражнений.
Отработка
действий.
Объяснение,
показ
упражнений.

2

Соревнования

Наблюдение

2

Работа основного
оборудования
холодильных машин
Основное холодильное
оборудование

Беседа

1

Параметры работы
тепловых машин

Беседа

2

Перегрев и
переохлаждение

Беседа

2

Реле давления

Беседа

1

Самостоятельное
изучение оборудования

2

Регулятор
производительности

Беседа

2

Переохлаждение в
теплообменнике

Беседа

1

Перегрев в
теплообменнике

2

Контрольные замеры без
снятия параметров

Беседа

2

Контроль реле низкого
давления

Беседа

1

Контроль реле высокого
давления

2

Датчики контроля

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
Беседа

31

43-44

9 нед.

45

9 нед.

46-47

10 нед.

48-49

10 нед.

50

10 нед.

51-52

11 нед.

53-54

11 нед.

55

11 нед.

56-57

12 нед.

58-59

12 нед.

60

12 нед.

61-62

13 нед.

63-64

13 нед.

Объяснение,
показ
упражнений.
Объяснение,
показ
упражнений.
Знакомство с
новым
материалом
Объяснение,
показ
упражнений.
Отработка
навыков
Объяснение,
показ
упражнений.
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Отработка
действий.
Объяснение,
показ
упражнений.
Объяснение,
показ
упражнений.
Отработка
действий.
Объяснение,
показ
упражнений.
Объяснение,
показ
упражнений.

2

Изменение температуры
кипения хладагента

Беседа

1

Постоянство работы
установки

Беседа

2

Контрольноизмерительные
инструменты

Беседа

2

Отработка навыков
измерения

Беседа

1
2

2

1
2

2
1
2

2

Подготовка к
соревнованиям
Перенос измерений в
карту контрольных
измерений
Манометрические
коллекторы
Подготовка к
соревнованиям
Цифровые
манометрические
коллекторы
Присоединение
коллектора к
оборудованию
Подготовка к
соревнованиям
Установка оптимального
режима работы
оборудования
Изготовление и монтаж
труб холодильного
контура Виды и типы
труб

Наблюдение
Беседа

Беседа

Наблюдение
Беседа

Беседа
Наблюдение
Беседа

Беседа

32

65

13 нед.

66-67

14 нед.

68-69

14 нед.

70

14 нед.

71-72

15 нед.

73-74

15 нед.

75

15 нед.

76-77

16 нед.

78-79

16 нед.

80

16 нед.

81-82

17 нед.

83-84

17 нед.

85

17 нед.

Закрепление
изученного
материала
Объяснение,
показ
упражнений.
Знакомство с
новым
материалом
Отработка
навыков
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Объяснение,
показ
упражнений.
Отработка
навыков
Объяснение,
показ
упражнений.
Объяснение,
показ
упражнений.
Отработка
действий.
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Объяснение,
показ
упражнений.
Закрепление
изученного
материала

1

Соревнования

Наблюдение

2

Работа с медной трубой
различного диаметра

Наблюдение

2

Монтаж трубопровода

Беседа

1

Подготовка к
соревнованиям

2

Холодильнокомпрессорные машины

Наблюдение

Беседа

Слесарный и
механизированный
инструмент
Подготовка к
соревнованиям
Правила использования
специализированного
оборудования

Наблюдение

2

Инструкции по техники
безопасности

Беседа

1

Подготовка к
соревнованиям

2

Проверка герметичности
подключения

Беседа

2

Опоры трубопроводов и
крепёж

Беседа

1

Соревнования

2
1
2

Беседа

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

33

86-87

18 нед.

88-89

18 нед.

90

91-92

18 нед.

19 нед.

93-94

19 нед.

95

19 нед.

96-97

20 нед.

98-99

20 нед.

100

20 нед.

101102

21 нед.

103104

21 нед.

105

21 нед.

106107

22 нед.

Знакомство с
новым
материалом
Объяснение,
показ
упражнений.
Отработка
действий.
Знакомство с
новым
материалом
Закрепление
изученного
материала
Отработка
действий.
Знакомство с
новым
материалом
Объяснение,
показ
упражнений.
Отработка
действий.
Объяснение,
показ
упражнений.
Объяснение,
показ
упражнений.
Отработка
движений.
Объяснение,
показ
упражнений.

2

Свойства хладагентов и
хладоносителей

Беседа
Текущий
мониторинг

2

Производственноситуационные задачи

Наблюдение

1

Опрессовка и
вакуумирование
холодильного контура
Избыточность давления в
системе

Наблюдение

2

Опрессовка холодильного
контура

Беседа

2

Проверка
работоспособности
контура

Беседа

1

Виды соединений контура

2

Избыточное давление
азота

Беседа

2

Номинальный режим
работы автоматики

Беседа

1

Соответствие опрессовки
проектным параметрам

2

Баллоны для хранения
азота

Беседа

2

Способы проверки
герметичности

Беседа

1

Подготовка к
соревнованиям

2

Нахождение утечек

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
Беседа

34

108109

22 нед.

110

22 нед.

111112

23 нед.

113114

23 нед.

115

23 нед.

116117

24 нед.

118119

24 нед.

120

24 нед.

121122

25 нед.

123124

25 нед.

125

25 нед.

126127

26 нед.

128129

26 нед.

Объяснение,
показ
упражнений.
Отработка
навыков.
Объяснение,
показ
упражнений.
Объяснение,
показ.
Отработка
действий.
Объяснение,
показ
упражнений.
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Отработка
навыков
Объяснение,
показ
упражнений.
Объяснение,
показ
упражнений.
Закрепление
изученного
материала
Знакомство с
новым
материалом
Знакомство с
новым

2

Повторная опрессовка

Беседа

1

Подготовка к
соревнованиям

2

Время выдержки
контрольного давления

Беседа

2

Работы после опрессовки

Беседа

1

Подготовка к
соревнованиям

Наблюдение

2

Вакуумирование контура

Наблюдение

2

Автоматический режим
работы установки

1

Электрическое
оборудование
холодильных машин
Электропитание
установки.

Наблюдение

2

Подключение
электрооборудования

Беседа

2

Система автоматики

Беседа

1

Соревнования

2

Оборудование КИПиА.

Беседа

2

Подготовка
электрических

Беседа

Наблюдение

Беседа

Наблюдение

35

материалом
Отработка
навыков.
Отработка
действий.
Объяснение,
показ
действий.

проводников

130

26 нед.

131132

27 нед.

133134

27 нед.

135

27 нед.

Отработка
действий.

1

136137

28 нед.

Отработка
действий.

2

138139

28 нед.

140

28 нед.

141142

29 нед.

143144

29 нед.

145

29 нед.

146147

30 нед.

148149

30 нед.

150

30 нед.

151152

31 нед.

Объяснение,
показ
упражнений.
Отработка
действий.
Объяснение,
показ
выполнения
упражнений.
Объяснение,
показ
упражнений.
Отработка
навыков
Объяснение,
показ
упражнений.
Объяснение,
показ
упражнений.
Отработка
движений.
Объяснение,
показ

1
2
2

Монтаж электросистемы
Изучение элементов
электрических приборов
Элементы оборудования с
магнитоэлектрическими
свойствами
Обнаружение
неисправности
соединений
Принятие мер для
устранения
неисправности

Наблюдение
Наблюдение
Беседа

Наблюдение

Наблюдение

2

Оценка режима работы
электрооборудования

1

Настройка и регулировка
приборов автоматики

2

Обслуживание
электроустановок

Беседа

2

Подготовка к
соревнованиям

Беседа

1
2

2
1
2

Подключение
электроустановок
Стабильные режимы
работы
электрооборудования
Оптимальные режимы
работы
электрооборудования
Отработка изученных
навыков
Ведение журнала по
работе

Беседа
Наблюдение

Наблюдение
Беседа

Беседа
Наблюдение
Беседа

36

153154

31 нед.

155

31 нед.

156157

32 нед.

158159

32 нед.

160

32 нед.

161162

33 нед.

163164

33 нед.

165

33 нед.

166167

34 нед.

168169

34 нед.

170

34 нед.

171172

35 нед.

173174

35 нед.

175

35 нед.

упражнений.
Знакомство с
новым
материалом
Отработка
движений.
Объяснение,
показ
упражнений.
Объяснение,
показ
упражнений.
Отработка
действий.
Объяснение,
показ
упражнений.
Объяснение,
показ
упражнений.
Отработка
движений.
Объяснение,
показ
упражнений.
Отработка
действий.
Отработка
действий.
Объяснение,
показ
упражнений.
Закрепление
изученного
материала
Закрепление
изученного

электрооборудования
2

Изучение основ
электротехники

Беседа

1

Подготовка к
соревнованиям

Наблюдение

2

Изучение основ
схемотехники

Беседа

2

Изучение основ
схемотехники

Беседа

1

Подготовка к
соревнованиям

Наблюдение

2

Типичные неисправности
электрических цепей

2

1
2
2
1

Ввод в рабочий режим
холодильного контура
Рабочий режим
компрессора
Подготовка к
соревнованиям
Рабочий режим
компрессорного
оборудования
Подготовка к
соревнованиям
Подготовка к
соревнованиям

Беседа

Беседа

Наблюдение
Беседа
Наблюдение
Наблюдение

2

Оценивание правильности
работы системы

2

Регулировка циркуляции
хладагента в системе

Наблюдение

1

Подготовка к
соревнованиям

Наблюдение

Беседа

37

176177

36 нед.

178179

36нед.

180

36 нед.

материала
Закрепление
изученного
материала
Закрепление
изученного
материала
Итоговое
занятие

2

Измерение и регистрация
рабочих параметров
системы

Наблюдение

2

Подготовка к
чемпионату.

Наблюдение

1

Чемпионат

Итоговый
мониторинг

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».