Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Орджоникидзевского района МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 167 _______________________________________________________________ 620057, г. Екатеринбург, Фрезеровщиков 84а тел.(факс): + 7(343)306-53-20, e-mail: soch167@eduekb.ru ПРИНЯТО решением Педагогического совета протокол № 1 от 29.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ СОШ № 167 № 87 от 30.08.2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе в МАОУ СОШ № 167 1. Общие положения 1.1. Положение разработано на основе Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816, Письма Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций», Устава школы. 1.2. Под дистанционными образовательными технологиями (далее ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полном опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. 1.3. Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий обучающихся, не имеющих возможности ежедневного посещения занятий; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны школы, а также регулярный систематический контроль и учет знаний обучающихся. 1.4. Образовательная организация вправе самостоятельно решать вопросы разработки и использования ДОТ в соответствии с федеральными государственными образовательными программами (государственными требованиями) и общим порядком реализации образовательных программ, установленным законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации в сфере образования. 1.5. Образовательная организация вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего 1 контроля, промежуточной аттестации (за исключением государственной итоговой аттестации) обучающихся. Использование ДОТ не исключает проведения учебных, лабораторных, практических занятий, текущего контроля путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведения учебных, лабораторных, практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательной организацией. 1.6. Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме, предусматривает: значительную долю самостоятельных занятий обучающихся; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса; дистанционная форма обучения при необходимости может реализовываться комплексно с традиционной формой его получения. 1.7. Главными целями дистанционного обучения как важной составляющей в системе беспрерывного образования являются: предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ и выполнять учебный план непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения); предоставление детям и детям-инвалидам возможности получения образования по индивидуальному учебному плану на дому; повышение качества образования обучающихся в соответствии с их интересами, способностями и потребностями; создание условий для более полного удовлетворения потребностей обучающихся в области образования без отрыва от основной учёбы по дополнительным образовательным программам. 1.8. При реализации образовательных программ с применением ДОТ допускается отсутствие аудиторных занятий. 1.9. ДОТ применяется как в системе общего образования, так и в системе дополнительного образования. 1.10. Для расширения возможностей получения детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами обязательного образования целесообразно наряду с посещением учителем обучающихся на дому использовать и дистанционную форму обучения для учащихся, не имеющих медицинских противопоказаний для работы с компьютером. 2. Порядок организации дистанционного обучения 2.1. Обучение в дистанционной форме осуществляется как по отдельным предметам и курсам, включенным в учебный план МАОУ СОШ №167, так и по всему комплексу предметов учебного плана по уровню образования. 2.2. При реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий вносятся соответствующие корректировки в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения. 2.3. В соответствии с техническими возможностями МАОУ СОШ №167 организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов. 2.4. При необходимости допускается интеграция форм обучения, например, очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. 2.5. Руководитель образовательной организации: 2 утверждает решение педагогического совета об использовании ДОТ для удовлетворения образовательных потребностей учащихся; назначает ответственного за реализацию дистанционного обучения, в т.ч. детейинвалидов; осуществляет контроль процесса дистанционного обучения. 2.6. Ответственный за реализацию дистанционного обучения: организует образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий; знакомит педагогический коллектив с дистанционными образовательными ресурсами и проводить необходимое обучение по их использованию; консультирует педагогов, оказывает организационную помощь; информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций; выявляет проблемы, связанные с удовлетворением образовательных потребностей обучающихся школы; обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме; осуществляет ежедневный мониторинг фактически присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся); осуществляет анализ итогов дистанционного обучения. 2.7. Диспетчер по расписанию: составляет расписания занятий для дистанционного обучения на каждый день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут; 2.8. Педагоги: планируют свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создают простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания с учетом выполнения тематического планирования в рамках реализации рабочих программ по учебным предметам, в том числе используя возможности цифровых образовательных ресурсов; выражают свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций; ведут учет посещаемости дистанционных занятий и контроль освоения обучающимися учебного материала; выставляют отметки в электронный и бумажный вариант журнала; оказывают техническую и организационную помощь обучающимся, проводит онлайн-консультации для обучающихся и их родителей (законных представителей). 2.9. Выбор родителями (законными представителями) обучающегося формы дистанционного обучения по образовательной программе начального общего, основного общего либо среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя(ей) (законного представителя). 3 3. Организация процесса дистанционного обучения в школе 3.1. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, определяются законодательством Российской Федерации. 3.2. Обучающиеся в дистанционной форме имеют все права и несут все обязанности, предусмотренные Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом школы, наравне с учащимися других форм обучения, могут принимать участие во всех проводимых школой учебных, познавательных, развивающих, культурных и, спортивных мероприятиях: уроках, консультациях, семинарах, в т.ч. выездных зачетах, экзаменах, в т.ч конференциях, экспедициях, походах, викторинах, чемпионатах и других мероприятиях, организуемых и (или) проводимых школой. 3.4. При условии временного перевода всех обучающихся на обучение с применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям) образовательным организациям обеспечивается возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке) для каждого обучающегося. 3.4. Педагоги при использовании дистанционного обучения используют различные формы проверки и контроля знаний: проверочные, самостоятельные, контрольные и лабораторные работы как в традиционном формате, так и с использованием цифровых образовательных ресурсов. 3.5. Оценивание учебных достижений обучающихся с использованием ДОТ осуществляется в соответствии с системой оценивания, применяемой с МАОУ СОШ №167. Отметки, полученные обучающимися за выполненные дистанционных заданий, заносятся в электронный журнал и переносятся в классный журнал. 3.6. Результаты учебной деятельности обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием ДОТ, учитываются и хранятся в школьной документации. 4. Организация процесса дистанционного обучения детей-инвалидов 4.1. Дистанционное обучение осуществляется на принципе добровольного участия детей на основании заявления родителей (законных представителей) при наличии рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее рекомендации специалистов). 4.2. Для организации дистанционного обучения детей-инвалидов школа осуществляет следующие функции: проводит мероприятия по обеспечению информационно-методической поддержки дистанционного обучения детей -инвалидов; создает и поддерживает на сайте образовательной организации пространство для дистанционного обучения детей, в котором, в том числе, размещает информацию о порядке и условиях дистанционного обучения детей-инвалидов, форму заявления о дистанционном обучении такого ребенка; осуществляет организацию учебно-методической помощи обучающимся детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), родителям (законным представителям) обучающихся детей-инвалидов; информирует родителей (законных представителей) о порядке и условиях дистанционного обучения детей с ОВЗ. 4.3. Родители (законные представители) детей-инвалидов, желающие обучать детей с использованием дистанционных образовательных технологий, оформляют данный вид обучения документально. 4.4. С учетом технических возможностей, при наличии согласия образовательной организации и педагогического работника рабочее место педагогического работника 4 обеспечивается доступом к сети Интернет в образовательной организации или непосредственно по месту проживания педагогического работника. 4.5. Формы обучения и объем учебной нагрузки детей-инвалидов могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей. При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями. 4.6. Содержание учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы при организации дистанционного обучения детей, должно соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам. 4.7. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, с учетом согласия их родителей (законных представителей) наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому организуются занятия в помещениях образовательной организации (индивидуально или в группах). 4.8. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются образовательным учреждением традиционными методами или с использованием дистанционных образовательных технологий. 4.9. Государственная (итоговая) аттестация осуществляется в соответствии с нормативными документами, определяющими формы и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. 5. Образовательная организация 5.1. Выявляет потребности обучающихся 1-11 классов в дистанционном обучении. 5.2. Принимает педагогическим советом решение об использовании дистанционного обучения для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся (Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» ст.16); 5.3. Включает часы дистанционного обучения в учебное расписание ОО; 4.7.При введении дистанционной формы обучения по учебным предметам осуществляется: назначение ответственного за организацию ДО; назначение помощника, который будет находиться в непосредственном очном контакте с обучающимися, оказывать им техническую и организационную помощь, из числа классных руководителей и педагогов школы; 6. Обязанности сторон 6.1. Образовательная организация: обеспечивает доступ обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников к учебно-методическим материалам, позволяющим обеспечить освоение и реализацию дистанционной образовательной программы; устанавливает порядок и формы доступа к используемым учреждением информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием ДОТ; организует повышение квалификации руководящих педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ; учитывает результаты обучения учащихся на цифровых образовательных платформах для выставления отметок в рамках промежуточной аттестации. 6.2. Обязанности обучающихся: обучающиеся совместно с родителями (законными представителями) в сети решают вопросы, связанные с самостоятельным изучением тех или иных разделов учебных программ и учебных блоков: 5 - регистрируются на цифровой образовательной платформе; - выполняют все задания, используя материалы, размещенные в сети; - осуществляют коммуникацию со школьниками в сети, принимают участие в сетевых семинарах и конференциях; - по запросу вступают в коммуникацию с педагогами в сети. 7. Права образовательной организации в рамках предоставления обучающимся обучения в форме дистанционного образования 7.1. Школа имеет право: использовать дистанционные образовательные технологии при всех, предусмотренных законодательством РФ, формах получения образования (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.16) или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся; использовать ДОТ при наличии руководящих и педагогических работников и учебно-воспитательного персонала, необходимого оборудования, позволяющего реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ; вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в бумажной и электронной форме. 6