ОППО ОСНОВЫ МАШИНОСТРОЕНИЯ

МАОУ СОШ № 167

Оглавление
I. Целевой раздел образовательной программы профессионального обучения ..................... 4
1.1. Пояснительная записка .......................................................................................................... 4
1.2.. Цель и задачи ......................................................................................................................... 5
1.3. Категории обучающихся. Сроки освоения Программы ..................................................... 6
1.4. Форма аттестации. Документ об освоении Программы ..................................................... 6
1.5. Планируемые результаты освоения программы профессионального обучения.............. 7
II. Содержательный раздел образовательной программы профессионального
обучения ......................................................................................................................................... 9
2.1. Содержание программы профессионального обучения ..................................................... 9
2.2. Учебный план ............................................................. Ошибка! Закладка не определена.
2.3. Тематическое планирование ..................................... Ошибка! Закладка не определена.
III. Организационный раздел ..................................................................................................... 16
3.1. Характеристика условий реализации программы ... Ошибка! Закладка не определена.
3.1.1. Требования к кадровому обеспечению ........................................................................... 16
3.1.2. Требования к материально-техническому обеспечению ............................................... 16
3.1.3. Требования к информационно--методическому обеспечению ..................................... 17
3.2. Контроль и оценка освоения программы .......................................................................... 18
3.2.1. Контроль качества подготовки......................................................................................... 18
3.2.2. Оценочные средства.......................................................................................................... 20
3.2.3. Программа практического обучения ............................................................................... 21
3.2.4. Методические материалы ................................................................................................. 22

3

МАОУ СОШ № 167

I. Целевой раздел образовательной программы профессионального
обучения
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа профессионального обучения (далее
Программа) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 167 (далее - МАОУ СОШ № 167)
предназначена для обучения обучающихся в рамках профессиональной подготовки
по должности «Специалист по технологиям механосборочного производства в
машиностроении», и разработана в соответствии с нормативно правовыми
документами:
 Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
апреля 2013 г. №292 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным программам
профессионального обучения».
 Приказ Министерства просвещения РФ от 14 июля 2023 года. N 534 "Об
утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по
которым осуществляется профессиональное обучение" (с изменениями и
дополнениями от 29 февраля 2024 года).
 Единый квалификационный справочник должностей руководителей,
специалистов и служащих (редакция от 9 апреля 2018 года, в том числе с
изменениями, вступившими в силу 1 июля 2018 года).
 Профессиональный стандарт по профессии «Специалист по технологиям
механосборочного производства в машиностроении» (утвержден приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
29.06.2021 № 435н
Под профессиональным обучением по программам профессиональной
подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается
профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или
должности служащего.
Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки
по профессиям рабочих, должностям служащих направлено на приобретение
знаний, умений, навыков, в том числе для работы с конкретным оборудованием,
технологиями, получение указанными лицами квалификационных разрядов,
категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня
образования. Организация профессионального обучения регламентируется
программой профессионального обучения, в том числе учебным планом,
календарно-тематическим планом, рабочими программами дисциплин и
профессиональных модулей, расписанием занятий и локальными нормативно
правовыми актами Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 167.
4

МАОУ СОШ № 167

Основными
формами
профессионального
обучения
являются
теоретические и практические занятия, самостоятельные работы и экскурсии.
Особенностью
реализации
профессионального
обучения
является
структурирование содержание обучения в автономные организационнометодические блоки — разделы.
Раздел — целостный набор подлежащих освоению умений, знаний,
отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований
профессионального стандарта по профессии, которым должен соответствовать
обучающийся по завершении обучения раздела, и представляющий составную часть
более общей функции.
Разделы формируются как структурная единица учебного плана по
профессии; как организационно-методическая междисциплинарная структура, в
виде набора разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой;
или как организационно-методическая структурная единица в рамках
профессиональной программы. Обучение по программе предполагает проведение
аттестации – по окончанию учебного полугодия и учебного года проводится
промежуточная аттестация, обучение по программе завершается итоговой
аттестацией в форме квалификационного экзамена.
Программа теоретического обучения составлена с учетом знаний,
полученных обучающимися в общеобразовательной школе, и предусматривает
приобретение теоретических знаний, необходимых технику 3 разряда
машиностроительного производства для практической работы.
Характеристика профессии:
Специалист по технологии машиностроения занимается созданием и
обслуживанием технологического оборудования. Он разрабатывает и внедряет
технологические процессы производства типовых деталей оборудования, планирует
работу персонала и осуществляет технический контроль.
Назначение профессии:
Специалист по технологии машиностроения обеспечивает слаженную и
эффективную работу предприятий и отдельных производственных циклов при
изготовлении машин, механизмов, агрегатов и их отдельных компонентов. Он
занимается разработкой технологических процессов на производственных
площадках и ведет практическую работу по обеспечению деятельности на
машиностроительных
предприятиях.
Специалист
владеет
знаниями
и
компетенциями по организации производственных процессов, необходимом
технологическом оснащении и повышении эффективности производства.
1.2. Цель и задачи
Цель программы – профессиональная подготовка обучающихся МАОУ
СОШ № 167 по профессии «Специалист по технологиям механосборочного
производства в машиностроении» (техник 3 разряда).
Основными задачами программы являются:
5

МАОУ СОШ № 167

-формирование у обучающихся совокупности знаний и умений, необходимых для
осуществления трудовых действий и трудовых функций по профессии «Специалист
по технологиям механосборочного производства в машиностроении»;
-развитие у обучающихся мотивируемой потребности в получении востребованной
профессии;
-оказание обучающимся практико-ориентированной помощи в профессиональном
самоопределении, в выборе пути продолжения профессионального образования.
Обучающимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен по
результатам профессионального обучения, выдается свидетельство установленного
образца. Обучающиеся, не сдавшие квалификационный экзамен, получают справку
установленного образца.
Вид экономической деятельности (код ОКВЭД) 71.12.12 - Разработка
проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике,
электронной технике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а
также в области промышленного строительства, системотехники и техники
безопасности.
В учебном процессе используется материально-техническая база и
кадровые ресурсы МАОУ СОШ № 167.
1.3. Категории обучающихся. Сроки освоения Программы
Категория обучающихся. Программа профессионального обучения по
профессии «Специалист по технологиям механосборочного производства в
машиностроении» (техник 3 разряда) адресована лицам, имеющим образование
8,9,10 классов, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью.
Форма обучения, применяемые в рамка обучения по Программе –
очная, очно-заочная. Каждая из форм обучения может частично реализована с
применением дистанционных образовательных технологий и электронного
обучения.
Срок освоения программы, режим занятий: срок освоения Программы
профессионального обучения по профессии «Специалист по технологиям
механосборочного производства в машиностроении» (техник 3 разряда) составляет 1
год. Общее количество часов по Программе: 144 часа.
Режим занятий. Режим занятий определяется структурой учебного (тематического)
плана и расписанием занятий.
Занятие: 4 академических часа с перерывом 15 минут. 4 экскурсии на
предприятия машиностроительного комплекса.
Продолжительность одного академического часа составляет 40 минут.
Периодичность: 1 раза в неделю.
1.4. Форма аттестации. Документ об освоении Программы
Форма итоговой аттестации – квалификационный экзамен, в форме защиты
проекта.
6

МАОУ СОШ № 167

Квалификация,
присваиваемая
выпускникам
образовательной
программы:
техник 3 разряда.
Выдаваемый документ – свидетельство установленного образца.
Соответствие описания квалификации в профессиональном стандарте с
требованиями к результатам подготовки по программе профессионального
обучения

код

Обобщенные трудовые функции
наименование
уровень
квалификации

A Поддержка
технологической
подготовки
производства
машиностроительных
изделий

3

Трудовые функции
наименование
код

уровень
(подуровень)
квалификации
A/01.4
3

Нормирование и учет
работ по технологической
подготовке производства
машиностроительных
изделий
Ведение технологической A/02.4
документации на
машиностроительные
изделия
Владение базами данных A/03.4
автоматизированных
систем технологической
подготовки производства
(далее - CAPP-системы),
систем управления
данными об изделии
(далее - PDM-системы),
систем управления
нормативно-справочной
информацией (далее MDM-системы)

3

3

1.5. Планируемые результаты освоения программы профессионального
обучения
Основная цель вида профессиональной деятельности: реализация
обеспечивающих функций управления организацией; внедрение лучших
технических разработок и новейших технологий в обеспечение управления
организацией.
Расчет
количественных
показателей
технологичности
конструкций
машиностроительных изделий
Установление технологических норм на изготовление машиностроительных изделий
Внесение изменений в технологическую документацию в связи с корректировкой
7

МАОУ СОШ № 167

разработанных технологических процессов
Оформление каталогов типовых технологических процессов
Сбор
и
систематизация
информации
о
дефектах
при
изготовлении
машиностроительных изделий
Сбор и систематизация информации о фактической трудоемкости изготовления
машиностроительных изделий
Сбор и систематизация информации о фактическом расх
Определение результатов освоения программ профессионального обучения
на основе профессионального стандарта
Профессиональный
стандарт

Программа профессионального обучения

Вид профессиональной
деятельности

Технологическое сопровождение разработки проектной
конструкторской документации на машиностроительные
изделия низкой сложности

Обобщенная трудовая
функция

Ведение технологической документации на
машиностроительные изделия

Трудовая функция

Расчет
количественных
показателей
технологичности
конструкций машиностроительных изделий
Установление технологических норм на изготовление
машиностроительных изделий
Внесение изменений в технологическую документацию в
связи с корректировкой разработанных технологических
процессов
Сбор и систематизация информации о фактической
трудоемкости изготовления машиностроительных изделий
Сбор и систематизация информации о фактическом расходе
материалов при изготовлении машиностроительный изделий

Умение

Технологическое сопровождение разработки проектной
конструкторской документации (далее - КД) на
машиностроительные изделия низкой сложности
Искать необходимую для установления норм времени на
технологическую
подготовку
производства
машиностроительных изделий информацию в руководящих и
нормативно-справочных документах
Использовать прикладные компьютерные программы для
расчета норм времени на технологическую подготовку
производства машиностроительных изделий
Вносить рассчитанные нормы времени на технологическую
подготовку производства машиностроительных изделий в
системы управления корпоративным контентом (далее - ECMсистемы) и системы управления проектами организации
8

МАОУ СОШ № 167

Использовать текстовые редакторы (процессоры) для
оформления отчета о выполнении работ по технологической
подготовке производства машиностроительных изделий
Знание

Способы установления норм времени, их особенности и
области применения
Прикладные программы для вычислений и инженерных
расчетов: наименования, возможности и порядок работы в
них
Правила оформления технических отчетов
Текстовые
редакторы
(процессоры):
возможности и порядок работы в них

наименования,

Содержание программы профессионального обучения определяется на основе
требований профессиональных стандартов (при наличии) или установленных
квалификационных требований.
II. Содержательный раздел образовательной программы
профессионального обучения
2.1. Содержание программы профессионального обучения
№ п/п

I
II
III
IV
V
VI
VII
VII
IX
X
XI
XII
XIII

Наименование разделов
Введение в профессию техника, инженера-конструктора
Основы черчения
Основы работы в CAD
Метрология
Изучение материалов и их свойств
Обработка металла
Основы сопротивления материалов (Сопромат)
Жизненный цикл изделия
Инновации в машиностроении
Экологические аспекты в машиностроении
Этика и ответственность инженера
Итоговая работа
Экскурсии на предприятие (4)
Итого

Всего часов

4
19
22
10
10
15
12
4
10
6
5
17
10
144

2.2. Учебный план
В учебном плане отображается логическая последовательность освоения
разделов, обеспечивающих формирование компетенций.
Указывается общая трудоемкость разделов, модулей.
9

МАОУ СОШ № 167

№
п/п

Наименование разделов

I

Введение в профессию техника,
инженера-конструктора
Знакомство с профессией
Обсуждение карьерных
перспектив и возможностей
Основные обязанности техника,
инженера-конструктора
Структура предприятия и
взаимодействие с другими
отделами
Основы черчения
Технические термины и
определения
Введение в ЕСКД и основные
правила черчения
Чтение чертежей: обозначения и
символы
Практика: выполнение простых
чертежей по готовым моделям
Анализ чертежей: виды проекций и
сечений
Практика: чтение и интерпретация
чертежей
Спецификации и обозначения на
чертежах
Практика: создание спецификации
для своего чертежа
Основы работы в CAD
Обзор CAD систем и их
назначения
Создание простых 2D-объектов
Практика: построение
геометрических фигур
Работа с инструментами для
редактирования объектов
Практика: редактирование ранее
созданных объектов
Создание и редактирование 3Dмоделей
Практика: создание простой 3Dмодели

1.1
1.2
1.3
1.4

II
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
III
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7

Всего
часов

В том числе
Лекции Самост. работа

Форма контроля
Практика

4

3

1

1
1

1
0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

19
1

3
1

5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

4

опрос

11

4

4

2

2

опрос

4

2

2

опрос

2

1

1

2

2

22
1

2
1

2
2
2

4,5

15,5

2
2
0,5

1,5

4
3

зачет

4
0,5

3

2,5
3

10

опрос

МАОУ СОШ № 167

3.8 Практика: выполнение простых
чертежей по готовым моделям
IV Метрология
4.1 Введение в метрологию: основные
понятия
4.2 Введение в ЕСДП
4.3 Измерительные инструменты и их
применение
4.4 Основные виды измерений и их
точность
4.5 Практика: проведение измерений с
использованием инструментов
V Изучение материалов и их
свойств
5.1 Обзор основных материалов:
металлы, полимеры, композиты
5.2 Физические и механические
свойства материалов
5.3 Применение материалов в
конструкции
5.4 Выбор материалов для различных
изделий
VI Обработка металла
6.1 Основные методы обработки
металла
6.2 Обзор металлорежущих станков и
их назначение
6.3 Технологические процессы: резка,
фрезерование, токарная обработка
6.4 Практика: работа с простыми
металлорежущими инструментами
6.5 Параметры обработки и их
влияние на качество
6.6 Практика: анализ качества
обработанных деталей
6.7 Обсуждение увиденного и его
связи с теорией (после экскурсии)
VII Основы сопротивления
материалов (Сапромат)
7.1 Введение в сопротивление
материалов: основные понятия
7.2 Нагрузки на конструкции: виды и
характеристики
7.3 Принципы расчета прочности и

5

5

10
1

4
1

1
2

1
1

3

1

1

5

1
2

3

3

10

8

2

2

4

2

2

2

2

2

15
1

6
1

1

1

2

1

1

1

1

1

опрос

дискуссия
3

6

опрос

1

3

3

3

1

тест

2

3

3

2

2

12

5

2

2

2

1

3

1
11

дискуссия
1

6

1
2

опрос

МАОУ СОШ № 167

7.4
VII
8.1
8.2
8.3
IX
9.1
9.2
9.3
9.4
X
10.1
10.2
10.3
10.4

жесткости элементов
Практика: решение задач по
расчету простых конструкций
Жизненный цикл изделия
Определение жизненного цикла
изделия: стадии и этапы
Влияние жизненного цикла на
проектирование и производство
Практика: анализ жизненного
цикла примера изделия
Инновации в машиностроении
Обзор современных технологий и
тенденций
Влияние цифровизации на
инженерию
Примеры внедрения новых
технологий
Будущие тренды
Экологические аспекты в
машиностроении
Введение в Эко-дизайн и
устойчивое развитие
Обзор экологических норм и
стандартов
Практика: оценка воздействия на
окружающую среду
Обсуждение результатов

5

1

4
1

1

1

1

2

Деловая игра

2

опрос

2

2

10
2

5,5
2

2,5

2

1

1

4

0,5

1,5

2
6

2
4

1

1

1

1

2

тест
2

Деловая игра
Дискуссия

2

2

2

2

2

5

3

1

1

XI Этика и ответственность
инженера
11.1 Основы профессиональной этики
инженера
11.2 Обсуждение кейсов и примеров
11.3 Примеры этических дилемм в
инженерной практике
11.4 Роль инженера в обществе
XII Итоговая работа

1
2

1

1
17

1
2

Подготовка к итоговому проекту
Темы и цели проектов
Презентация итоговых проектов
Обсуждение и оценка работ
Экскурсии на предприятие (4)
Итого

8
2
4
3
16
144

12.1
12.2
12.3
12.4
XIII

4

дискуссия
2

дискуссия

2

8

7
Квалификационный
экзамен

8
2
4
3
16

12

Экскурсии

МАОУ СОШ № 167

2.2. Учебный план
2.3. Тематическое планирование
Наименование разде лов и Содержание учебного материала, лабораторные работы
тем
и практические занятия
Введение в профессию техника, инженера-конструктора
Знакомство с профессией
Кто такой техник на машиностроительном производстве.
Квалификация техника и инженера. Способы получения
образования. Типы производства. Виды операций и этапы
технологического процесса.
Обсуждение карьерных
С чего начинать строительство карьеры. Вертикали
перспектив и
карьерного роста. Возможности получения образования для
возможностей
роста профессионала.
Основные обязанности
Знакомство с документами регламентирующие обязанности
техника, инженераи права техника, инженера.
конструктора
Структура предприятия и
Знакомство со структурой УТЗ, Перспективы развития.
взаимодействие с другими
Просмотр фильма.
отделами
Основы черчения
Технические термины и
Линии чертежа, шрифт, основные требования к
определения
оформлению чертежей.
Введение в ЕСКД и основные Правила выполнения чертежей, эскизов и технологической
правила черчения
документации по ЕСКД и ЕСТД
Чтение чертежей:
Правила чтения чертежа. Порядок чтения. Особенности
обозначения и символы
чтения машиностроительных чертежей.
Практика: выполнение
Выполнение чертежей по принципу «от простого к
простых чертежей по
сложному»
готовым моделям
Анализ чертежей: виды
Виды сечений. Правила построения проекций.
проекций и сечений
Практика: чтение и
Практическая работа
интерпретация чертежей
Спецификации и обозначения Спецификации, требования к ним. Условные обозначения
на чертежах
на чертежах.
Практика: создание
Создапние чертежа по заданным параметрам.
спецификации для своего
чертежа
Основы работы в CAD
Обзор CAD систем и их
Знакомство с CAD системами. Правила работы в
назначения
«Компасе», знакомстов с программой.
13

Оъем в
часах
4
1

1

1

1

19
1
1
1
4

4
4
2
2

22
1

МАОУ СОШ № 167

Создание простых 2DСоздание простых моделей в программе «Компас»
объектов
Практика: построение
Построение в программе по выданным чертежам.
геометрических фигур
Работа с инструментами для Практическая работа
редактирования объектов
Практика: редактирование
Практическая работа
ранее созданных объектов
Создание и редактирование Правила и требования по созданию объемных моделей.
3D-моделей
Практика: создание простой Практическая работа
3D-модели
Практика: выполнение
Создание чертежа по готовым (распечатанным) моделям
простых чертежей по
готовым моделям
Метрология
Введение в метрологию:
Основные понятия.
основные понятия
Введение в ЕСДП
Знакомство с ЕСДП
Измерительные инструменты Правила пользования измерительными инструментами,
и их применение
особенности измерения штангенциркулем.
Основные виды измерений и Виды измерений. Что и чем измерять?
их точность
Практика: проведение
Практическая работа
измерений с использованием
инструментов
Изучение материалов и их свойств
Обзор основных материалов: Знакомство с конструкционными материалами. Их
металлы, полимеры,
особенности и свойства.
композиты
Физические и механические Физические и механические свойства металлов, полимеров,
свойства материалов
композитов и др.
Применение материалов в
Взаимозаменяемость
металлов и
материалов при
конструкции
изготовлении изделий.
Выбор материалов для
Правила выбота материалов для различных изделий с
различных изделий
учетом их свойств и особенностей.
Обработка металла
Основные методы обработки Основные способы и методы обработки металла. Знание
металла
свовст металлов для выбора заготовок.
Обзор металлорежущих
Подготовка к экскурсии на завод. Предварительное
станков и их назначение
знакомство с видами станков и их назначением.
Технологические процессы: Процессы выполняемые на станках - составление таблицы с
резка, фрезерование, токарная указанием станка и операций выполняемых на станке.
обработка
14

2
2
2
4
3
3
5

10
1
1
2
3
3

10
2

4
2
2
15
1
1
2

МАОУ СОШ № 167

Практика: работа с простыми Правила безопасности при работе с металлорежущими
металлорежущими
инструментами. Работа с ножовкой по металлу, зубилом,
инструментами
ножницами по металлу и пр.
Параметры обработки и их
Измерение правильности обработки материалов с
влияние на качество
использованием измерительных инструментов.
Практика: анализ качества
обработанных деталей
Обсуждение увиденного и его Мнения и впечатления от посещения завода. Делаем
связи с теорией (после
выводы об увиденнос оборудовании.
экскурсии)
Основы сопротивления материалов (Сапромат)
Введение в сопротивление
Понятия и термины, используемые в сопромате.
материалов: основные
понятия
Нагрузки на конструкции:
Как определить нагрузку на конструкции, используемые
виды и характеристики
параметры и характеристики.
Принципы расчета прочности Формулы расчета прочности и жесткости элементов
и жесткости элементов
конструкций и деталей.
Практика: решение задач по Практическая работа
расчету простых конструкций
Жизненный цикл изделия
Определение жизненного
Этапы создания изделия. Стадии. Сколько продолжается
цикла изделия: стадии и
жизненный цикл готового изделия.
этапы
Влияние жизненного цикла Просмотр видео и обсуждение.
на проектирование и
производство
Практика: анализ жизненного Практическая работа по анализу жизненного цикла гайки
цикла примера изделия
Инновации в машиностроении
Обзор современных
Обзор современных тенденций развития производств
технологий и тенденций
Влияние цифровизации на
Что такое цифровизация и ее влияние на инженерию.
инженерию
Примеры внедрения новых Какие новые технологии внедряются на УТЗ в последние 3
технологий
года
Будущие тренды
Диспут
Экологические аспекты в машиностроении
Введение в Эко-дизайн и
Что таке эко-дизайн? Какое развитие предстоит пройти?
устойчивое развитие
Обзор экологических норм и Знакомство с экологическими нормами и стандартами
стандартов
действующими в Росии и за рубежом.
Практика: оценка воздействия Учимся оценивать воздействие различных факторов на
на окружающую среду
окружающую среду
15

3

3
3
2

12
2

2
3
5
4
1

1

2
10
2
2
4
2
6
1
1
2

МАОУ СОШ № 167

Обсуждение результатов

Обсуждение расчетов воздействие различных факторов на
окружающую среду
Этика и ответственность инженера
Основы профессиональной Проф стандарт и профессиональная этика на рабочем месте.
этики инженера
Обсуждение кейсов и
Примеры профессиональной этики инженера или техника
примеров
Примеры этических дилемм в Диалог на равных
инженерной практике
Роль инженера в обществе
Обсуждение роли инженера в современном обществе
Итоговая работа
Подготовка к итоговому
Работа над проектом. Работа над чертежами и идеями
проекту
проекта.
Темы и цели проектов
Выбор темы и работа над целями и задачами проекта
Презентация итоговых
Защита готовых проектов
проектов
Обсуждение и оценка работ Обсуждение и самооценка выполнной работы
Экскурсии на предприятие (4)
III. Организационный раздел
3.1. Характеристика условий реализации программы
3.1.1. Требования к кадровому обеспечению
Реализация программы профессионального обучения обеспечивается
педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами,
привлекаемыми к реализации программы профессионального обучения на условиях
гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников
организаций, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности.
3.1.2. Требования к материально-техническому обеспечению
Помещения представляют собой учебные аудитории для проведения занятий
всех видов, предусмотренных программой профессионального обучения, в том
числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и
промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы,
оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения.
МАОУ СОШ № 167, реализующая программу по профессии, располагает
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов
междисциплинарной
подготовки,
практической
работы
обучающихся,
предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным
и противопожарным правилам и нормам в разрезе выбранных траекторий
Минимально необходимый для реализации ППО перечень материальнотехнического обеспечения, включает в себя:
16

2
5
1
1
2
1
17
8
2
4
3
16

МАОУ СОШ № 167

Учебный кабинет: шкаф для хранения учебных пособий, программно-аппаратный
комплекс в комплекте, доска классная, стол учителя, кресло учителя, стол
ученический, сетевой фильтр, многофункциональное устройство, компьютер
учителя с периферией (лицензионное программное обеспечение, образовательный
контент и система защиты от вредоносной информации), система защиты от
вредоносной информации.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству
обучающихся; рабочее место преподавателя, оборудованное ЭВМ.
Канцелярские принадлежности: бумага ксероксная А4, папка, папка-регистратор, папка 2
кольца, журнал регистрации исходящих документов на скрепке, журнал регистрации
входящих документов на скрепке, файл вкладыш, клей ПВА, ножницы, степлер
канцелярский, дырокол.

3.1.3. Требования к информационно--методическому обеспечению
3.2
Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Ильянков А. И.
Технология машиностроения : Практикум и курсовое
проектирование : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.И.
Ильянков, В.Ю. Новиков. – 3-е изд., стер.- М. : Издательский центр «Академия», 2014.
– 432 с.
2. Новиков В.Ю. Технология машиностроения : в 2 ч.- Ч. 1 : учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования / В.Ю. Новиков, А.И. Ильянков. – 3-е изд., стер.М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
3. Новиков В.Ю. Технология машиностроения : в 2 ч.- Ч. 2 : учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования / В.Ю. Новиков, А.И. Ильянков. – 3-е изд., стер.М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 432 с.
4 Черпаков Б.И. Технологическое оборудование машиностроительного производства
: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Б.И. Черпаков, Л.И.
Вереина. – 6-е изд., стер.- М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 448 с.

Дополнительные источники:
1. Багдасаров Т.А. Токарь-универсал : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования /Т.А. Багдасаров. – 3-е изд., стер.- М. : Издательский центр «Академия»,
2006. – 288 с.
2. Ермолаев В.В. Технологическая оснастка : учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования / В.В. Ермолаев, – 3-е изд., стер.- М. : Издательский центр «Академия»,
2014. – 256 с.

17

МАОУ СОШ № 167

3. Ермолаев В.В. Разработка технологических процессов изготовления деталей машин :
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Ермолаев, А. И. Ильянков.
– М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 336 с.
4. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т.1 /Под ред. А. Г. Косиловой и Р.
К. Мещерякова. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Машиностроение, 1986. 656 с., ил.
5. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т.2 /Под ред. А. Г. Косиловой и Р.
К. Мещерякова. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Машиностроение, 1986. 496 с., ил.
6.Чернов Н.Н. Токарь : учеб. пособие /Н.Н. Чернов. – Изд. 2-е, дополн. и перер. –
Ростов н/Д : 2009. – 282 с.

Интернет – ресурсы:
1. Методы механической обработки заготовок. Сайт studme.org [Электронный ресурс].Режим доступа, свободный.
2. Классификация резцов для токарного станка по металлу — виды, назначение Сайт
met-all
[Электронный
ресурс].Режим
доступа:
http://metall.org/obrabotka/tokarnaya/reztsy-dlya-tokarnogo-stanka-po-metallu.html, свободный.
3. Методы получения заготовок. Сайт studopedia.su [Электронный ресурс].- Режим
доступа https://studopedia.su/, свободный.
4. Определение припусков, операционных размеров и операционных допусков. Сайт
studfiles.net [Электронный ресурс].- Режим доступа, свободный.
5. Выбор баз и принципы базирования studopedia.su [Электронный ресурс].- Режим
доступа: https://studopedia.su/8_33287_vibor-baz-i-printsipi-bazirovaniya.html свободный.
https://studfiles.net/preview/2113809/page:19/, свободный.
6. Инструменты для нарезания резьбы. Сайт www.e-ope.ee [Электронный ресурс].- Режим
доступа:http://www.eope.ee/_download/euni_repository/file/3739/1.zip/102____.html,
свободный.
3.2. Контроль и оценка освоения программы
3.2.1. Контроль качества подготовки
Текущий
контроль
успеваемости
обучающихся
представляет
систематическую проверку учебных достижений обучающихся, проводимую
преподавателем в ходе осуществления образовательной деятельности в
соответствии с основной образовательной программой. Проведение текущего
контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного
процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения
основной образовательной программы.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение
учебного периода в целях:
1.
контроля
уровня
достижения
учащимися
результатов,
предусмотренных образовательной программой;
18

МАОУ СОШ № 167

2.
оценки соответствия результатов освоения образовательной
программы;
3.
проведения обучающимся самооценки, оценки его работы
педагогическим
работником
с
целью
возможного
совершенствования
образовательного процесса.
Формы текущего контроля определяет преподаватель с учетом контингента
обучающихся, содержания учебного материала и используемых образовательных
технологий.
Текущий контроль по теоретическому обучению осуществляется в форме
устного опроса (фронтальный, групповой, индивидуальный) и письменного опроса
(самостоятельная работа, тестовый контроль, составление тезисов и опорных
конспектов и докладов).
Промежуточная аттестация
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
1.
объективное установление фактического уровня освоения образовательной
программы и достижения результатов освоения образовательной программы;
2.
соотнесение этого уровня с квалификационными требованиями, указанными
в квалификационной характеристике профессии;
3.
оценка достижений конкретного обучающегося, позволяющая выявить
пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные
потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности;
4.
оценка
динамики
индивидуальных
образовательных
достижений,
продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной
программы.
5.
промежуточная аттестация проводится в соответствии с календарным
графиком учебного процесса.
Итоговая аттестация
Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме
квалификационного экзамена.
Квалификационных
экзамен
включает
в
себя
практическую
квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах
квалификационных требований, указанных в квалификационной характеристике
профессии.
В период подготовки к выпускному квалификационному экзамену
проводится консультация за счет специально отведенного на нее времени.
К
итоговой
аттестации допускаются лица, выполнившие
требования, предусмотренные программой профессионального обучения по
профессии и успешно прошедшие все аттестационные испытания, предусмотренные
программой.
Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и
получившим положительную оценку на итоговой аттестации, присваивается
квалификация по профессии «Секретарь – администратор» 3 разряда и выдается
документ установленного образца.
19

МАОУ СОШ № 167

3.2.2. Оценочные средства
Завершается обучение по учебной практике проведением дифференцированного
зачета. Адресование документов.
Бланк и его состав.
Виды бланков.
Виды документов.
Виды приказов по личному составу.
Должностная инструкция и ее основные разделы
Коммерческое письмо (Оферта).
Контроль за исполнением документов.
Обязательные реквизиты для писем.
Организационно - распорядительные документы.
Организационные документы.
Организационные формы ведения делопроизводства.
Организация документооборота на предприятии.
Организация рабочего места делопроизводителя.
Оттиск печати.
Оформить гарантийное письмо.
Оформить докладную записку.
Оформить заявление о командировании и издать приказ на основании заявления.
Оформить заявление о назначении на должность и издать приказ на основании
заявления.
Оформить заявление о предоставлении отпуска и издать приказ на основании
заявления. Оформить заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам
и издать сложный приказ на основании заявления.
Оформить заявление о предоставлении учебного отпуска и издать приказ на
основании заявления.
Оформить заявление о приеме на работу и издать приказ на основании заявления.
Оформить заявление об изменении фамилии и издать приказ на основании
заявления.
Оформить заявление об увольнении и издать приказ на основании заявления.
Оформить краткий протокол.
Оформить письмо — приглашение.
Оформить письмо -просьбу.
Оформить письмо-ответ \ с
текстом\ Оформить письмоотказ.
Оформить письмо-требование.
Оформить письмо-циркуляр.
Оформить претензионное письмо.
Оформить приказ по основной деятельности.
Оформить протокол.
Оформить сопроводительное письмо.
20

МАОУ СОШ № 167

Оформление акта.
Оформление письма поздравления.
Оформление письма-подтверждения.
Оформление приказа о назначении на должность.
Оформление приказа о предоставлении отпусков.
Оформление приказа об увольнении.
Оформление приказа перевода на другую работу.
Оформление приказа по основной деятельности.
Оформление приказов по личному составу.
Оформление протокола.
Оформление
распорядительных
документов. Оформление реквизитов
Оформление справки.
Оформление справочно-информационных документов.
Оформление телеграммы.
Оформление телефонограммы.
Оформление штатного расписания.
Оформления письма напоминания и извещения.
Оформления приказа о поощрении и взыскании.
Оформления сводных приказов по личному составу.
Понятие о документах.
Правила подготовки о оформления документов.
Претензионное письмо.
Регистрация документов.
Реквизиты ОРД.
Рекламные письма.
Служебные письма.
Составление и оформление дел (листа-заверителя дела, листа и картызаместителя дела). Составление и оформление дел (обложки дела, внутренней
описи дела) Составление и оформление доверенности.
Составление и оформление докладной записки.
Составление и оформление инструкции по делопроизводству
Составление и оформление объяснительной записки.
Составление и оформление согласия на обработку персональных данных работника.

3.2.3. Программа практического обучения
Тема 1.1.
Совершенствование
техники и скорости
письма

Содержание:
Техника безопасности и безопасность труда в компьютерном
классе.
Организация рабочего места

21

МАОУ СОШ № 167

Тема 1.2.
Организационноправовые документы

Отработка техники письма: письмо текстов различной
сложности; редактирование и форматирование; вставка
объектов.
Содержание:
Оформление образца должностной инструкции
Содержание:

Тема 1.3.
Организационнораспорядительные
документы

Составление и оформление постановления
Составление и оформление приказа
Составление и оформление выписки из приказа
Составление и оформление решения
Тема 1.4.
Содержание:
ИнформационноСоставление и оформление факса, телефонограммы
справочная
Составление и оформление акта
документация
Составление и оформление Протокола и выписки
Составление и
оформление докладной, служебной и
объяснительной записок
Составление и оформление разновидностей деловых писем
Тема 1.5. Прикладные Содержание:
программы MS Office Создание презентации с анимацией
Тема 1.6. Кадровая Содержание:
работа
Оформление резюме и сопроводительного письма.
Оформление Личной карточки работника Оформление формы
внутренней описи документов.
Оформление трудового договора
Оформление образцов Приказа о приеме на работу и
обязательства
о неразглашении служебной тайны
Оформление титульного листа Трудовой книжки и заполнение
ее разделов. Оформление формы
журнала
учета
движения трудовых книжек и Акта списания бланков
трудовых книжек и вкладышей к ним
Оформление заявления о приеме на работу Оформление
документов о переводе на другую работу

3.2.4. Методические материалы
Тема
1.
Деловая
игра
«Кадровый
вопрос».
Анкетирование
«Профессиональная готовность».
Задача: Знакомство с новыми профессиями на рынке труда. Профессии в
сфере управления: секретарь-референт, секретарь-машинистка, администратор
22

МАОУ СОШ № 167

гостиницы, делопроизводитель, диспетчер, сотрудник справочной службы.
Составление профессионограммы.
Тема 2. Значение документационного обеспечения управления в
современных экономических условиях. Основные понятия и определения.
Классификация документов.
Задача: Ознакомление учащихся с необходимостью документирования
управленческой
информации,
с
важностью
правильной
организации
документационного обеспечения в организации, учреждении и на предприятии
независимо от формы собственности, с соотношением понятий «информация» и
«документ», с многообразием документов; изучить основные термины и
определения.
Тема 3. Экскурсия в приемную руководителя
Задача: Знакомство с порядком документного обеспечения и правилами
обслуживания работы руководителя.
Упражнения и задания: «Анкета», «Визитная карточка»
Тема 4. Оформление реквизитов. Стилистика деловой документации.
Форматы бумаги и поля ГОСТ Р. 6 30-2003.
Практическая работа: «Построение формуляра – образца с угловым и продольным
расположением реквизитов».
Задача:
Ознакомить учащихся
с
основным
нормативным
документом, регламентирующим правила оформления управленческих документов;
формировать навыки построения простейших деловых бумаг и документов.
Тема 5. Реквизиты, придающие документам юридическую силу. Бланки
документов. Практическая работа: «Анализ формуляра документа».
Задача: Ознакомить с понятием «реквизит» и видами формуляра – образца,
с правилами оформления реквизитов; развивать практико-ориентированные навыки
в работе с документами.
Тема 6. Требования к тексту документа. Нормы официального стиля.
Задача: Ознакомить учащихся с видами бланков, способами изготовления
бланков, с требованиями, предъявляемыми к текстам официальных документов.
Тема 7. Резюме, заявление, автобиография, анкета.
Практическая работа: «Составление автобиографии».
Задача: Ознакомить учащихся с видами документации по личному составу,
научить составлять и оформлять резюме и др. документы, приказы по личному
составу.
Тема 8. Деловое письмо. Этикет деловой переписки. Практическая работа:
«Оформление служебного письма».
Задача: Ознакомить учащихся с видами служебных писем, требованиями к
тексту служебных писем, научить оформлять служебные письма.
Тема 9. Прием посетителей, деловая беседа. Проведение приемов.
Задача: Ознакомить учащихся с особенностями работы секретаря в
приемной, сформировать навыки ведения деловых разговоров.

23

МАОУ СОШ № 167

Тема 10. Взаимоотношения с руководителем и сослуживцами, с
посетителями. Этика. Речевой этикет. Визитная карточка. Подарки.
Задача: Сформировать представление о внешнем виде секретаря, культуре
рабочего места, культуре поведения. Провести групповую дискуссию.
Тема 11. Учебные заведениями начального и среднего профессионального
образования, которые готовят выпускников школ по специальности «секретарь».
Задача: Провести анкетирование «Профессиональная готовность».

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».