МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 167
ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
Протокол №1 от «30» августа 2024
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ № 167
№ 97 от 30.08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Математика для каждого»
для учащихся 9 класса основного общего образования
Екатеринбург 2024
•
1. Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математика для каждого» разработана
в соответствии с планом внеурочной деятельности
МАОУ СОШ № 167 в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
Программа курса внеурочной деятельности «Математика для каждого» адресована учащимся 9
класса и является одной из важных составляющих работы с детьми, которые испытывают трудности
в изучении математики на уроке, а также с детьми, неуверенными в своих знаниях предмета.
Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на
выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на
интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически
целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных
способностей школьников, развития интереса к различным видам деятельности, желания активно
участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное
время.
Направление программы – общеинтеллектуальное, программа создает условия для творческой
самореализации личности ребенка.
1.2. На реализацию данного курса отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа:
-9 классы – 34 часа (34 учебные недели)
1.3. Цель программы: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности
школьника на основе развития его индивидуальности; создание фундамента для математического
развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи программы:
•
пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям,
расширение кругозора;
•
расширение и систематизация знаний по предмету;
•
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной литературой;
•
воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
•
решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование
приемов мыслительной деятельности;
•
формирование математической грамотности.
1.4. Балльная система оценивания знаний и умений учащихся отсутствует.
Система оценивания результатов внеурочной деятельности учащихся осуществляется согласно
Положению о рейтинговой системе оценки результатов внеурочной деятельности.
1.5. Формы работы: коллективные, групповые, парные.
1.6. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
•
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным
отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы,
к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
•
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением
о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур
гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических
проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности
морально-этических принципов в деятельности учёного.
•
овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира;
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности
через практическую деятельность.
•
необходимостью в формировании новых знаний, формулировать идеи, понятия, гипотезы
об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать своё развитие.
•
Метапредметные результаты:
реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности,
характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для
различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных
действий.
Регулятивные УУД:
•
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
•
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
•
Составлять план решения проблемы (задачи).
•
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки.
•
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
•
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно
•
предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
•
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных
учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
•
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.).
•
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Коммуникативные УУД:
•
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
•
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
•
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
•
Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с
автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы;
проверять себя);
•
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы (задачи).
•
Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
Предметные результаты:
Неравенства:
Решать линейные неравенства, квадратные неравенства; изображать решение неравенств на
числовой прямой, записывать решение с помощью символов. Решать системы линейных неравенств,
системы неравенств, включающие квадратное неравенство; изображать решение системы
неравенств на числовой прямой, записывать решение с помощью символов. 6 Использовать
неравенства при решении различных задач.
Квадратичная функция.
Распознавать функции изученных видов. Показывать схематически расположение на координатной
плоскости график функций вида: y = ax2 + bx + c, в зависимости от значений коэффициентов;
описывать свойства функций. Строить и изображать схематически графики квадратичных функций,
описывать свойства квадратичных функций по их графикам. Распознавать квадратичную функцию
по формуле, приводить примеры квадратичных функций из реальнойжизни.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде
таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Решать
задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и
методов. Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе
средние значения и меры рассеивания. Находить частоты значений и частоты события, в том
числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений. Находить вероятности
случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными
элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.
Арифметическая и геометрическая прогрессии
Распознавать арифметическую и геометрическую прогрессии при разных способах задания.
Выполнять вычисления с использованием формул n-го члена арифметической и геометрической
прогрессий, суммы первых n членов. Изображать члены последовательности точками на
координатной плоскости. Решать задачи, связанные с числовыми последовательностями, в том
числе задачи из реальной жизни (с использованием калькулятора, цифровых технологий).
Геометрия.
Использовать теоремы синусов и косинусов для нахождения различных элементов треугольника
(«решение треугольников»), применять их при решении геометрических задач.
Пользоваться векторами, понимать их геометрический и физический смысл, применять их в
решении геометрических и физических задач. Применять скалярное произведение векторов для
нахождения длин и углов. Пользоваться методом координат на плоскости, применять его в
решении геометрических и практических задач. Владеть понятиями правильного многоугольника,
длины окружности, длины дуги окружности и радианной меры угла, уметь вычислять площадь
круга и его частей. Применять полученные умения в практических задачах.
2. Тематическое планирование.
Количество часов
Разделы, темы
9 класс
1.
2.
3.
4.
5.
Авторская
программа
Рабочая
программа
Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
34
Неравенства.
6
Квадратичная функция, ее свойства и
график
Элементы комбинаторики, статистики и
теории вероятностей
Прогрессии
9
Геометрический материал.
9
5
5
https://resh.edu.r
u/subject/16/8/
https://resh.edu.r
u/subject/16/9/
https://resh.edu.r
u/subject/16/9/
https://resh.edu.r
u/subject/16/9/
https://resh.edu.r
u/subject/17/9/
3. Содержание программы курса
Тема 1. Неравенства (6 часов)
Числовые неравенства и их свойства. Решение линейных неравенств с одной переменной.
Решение систем линейных неравенств с одной переменной. Квадратные неравенства. Графическая
интерпретация неравенств и систем неравенств с двумя переменными.
Тема 2. Квадратичная функция, ее свойства и график (9 часов)
Функция. Свойства функций: нули функции, промежутки знакопостоянства функции, промежутки
возрастания и убывания функции, чётные и нечётные функции, наибольшее и наименьшее значения
функции. Квадратичная функция и её свойства. Использование свойств квадратичной функции для
решения задач. Построение графика квадратичной функции. Положение графика квадратичной
функции в зависимости от её коэффициентов. Графики функций y = ax2, y = a(x – m)2 и y = a(x – m)2
+ n. Построение графиков функций с помощью преобразований. Дробно- линейная функция.
Исследование функций.
Тема 3. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей (5 часов)
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и
построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным. Основные правила комбинаторики.
Частота и вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. Начальные
сведения о статистике. Статистические характеристики совокупности данных: среднее значение,
мода, размах, медиана выборки.
Тема 4. Прогрессии (5 часов)
Определение и способы задания числовых последовательностей Понятие числовой
последовательности. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена.
Арифметическая и геометрическая прогрессии Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n членов.
Изображение членов арифметической и геометрической прогрессий точками на координатной
плоскости. Линейный и экспоненциальный рост. Сложные проценты.
Тема 5. Геометрия (9 часов)
Координаты вектора. Скалярное произведение векторов, применение для нахождения длин и
углов. Метод координат и его применение. Правильные многоугольники. Решение практических
задач с использованием теоремы косинусов и теоремы синусов.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МАТЕМАТИКА 9 КЛАСС
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Тема занятия
Основные свойства числовых неравенств
Неравенства с одной переменной
Действия с векторами
Числовые промежутки.
Применение векторов к решению задач
Решение линейных неравенств с одной переменной.
Применение метода координат к решению задач
Системы линейных неравенств с одной переменной
Решение неравенств с модулем
Графики и их применение в различных сферах
деятельности человека.
Свойства функции
Решение треугольника
Построение графиков функции с помощью
Преобразований
Решение треугольника
Применение скалярного произведения векторов к
решению задач.
Квадратичная функция, ее график и свойства
Решение квадратных неравенств
Решение квадратных неравенств методом интервалов
Системы неравенств с двумя переменными
Вписанные и описанные многоугольники
Решение систем неравенств с двумя переменными
Процентные расчеты. Процентные ставки в банках.
Абсолютная и относительная погрешности
Статистика. Профессия статист и ее востребованность на
современном рынке труда.
Решение комбинаторных и вероятностных задач
Решение комбинаторных и вероятностных задач
Решение задач с геометрическим содержанием в ОГЭ
Арифметическая прогрессия
Сумма n первых членов арифметической прогрессии
Геометрическая прогрессия
Сумма n первых членов геометрической прогрессии
Прогрессии и банковские расчеты.
Решение задач с геометрическим содержанием в ОГЭ
Решение задач с геометрическим содержанием в ОГЭ
Планируем
ые сроки
Дата
проведения
4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Методические материалы для учителя
1. Алгебра : 9 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г.
Мерзляк, В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович, М. С. Якир. — М. : Вентана-Граф.
2. Алгебра: 9 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.
Якир. — 2-е изд., стереотип. — М. : Вентана-Граф.
3. Алгебра : 9 класс : дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных
организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е. М. Рабинович. — М. : Вентана-Граф.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
1. https://resh.edu.ru/
2. http://school-collection.edu.ru/
3. https://oge.sdamgia.ru/
5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебное оборудование:
Компьютер, клавиатура, мышь, принтер, интерактивная панель, документ-камера, линейка,
угольник, циркуль.