Рабочая программа курса внеурочной деятельности _Физика для всех_ (9 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 167

ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
Протокол №1 от «30» августа 2024

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ № 167
№ 97 от 30.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Физика для всех»
для учащихся 9 класса основного общего образования

Екатеринбург 2024

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика» для 9 класса
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования [1] (далее – ФГОС ООО)
и писем Министерства образования и науки Российской Федерации «Об изучении
предметной области «Физика».

Курс внеурочной деятельности курса «Физика для всех» рассчитан на 34 часа (1
час в неделю).
Данный учебный предмет имеет своей целью развитие мышления, прежде всего, и
формирование системного мышления, подготовку к ОГЭ по физике.
Изучение предмета «Физика» способствует решению следующих задач:
• овладения обучающимися методами научного познания и методами
исследования объектов и явлений природы;
• приобретения обучающимися знаний о механических, тепловых,
электромагнитных, квантовых явлениях, физических величинах,
характеризующих эти явления;
• формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и
выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные
исследования с использованием измерительных приборов;
• овладения обучающимися такими общенаучными понятиями, как
природное явление, эмпирически установленный факт, проблема,
гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной
информации,
ценности
науки
для
удовлетворения
бытовых,
производственных и культурных потребностей человека.
Ценностными ориентирами при освоении курса служат: социальная солидарность,
труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество и его развитие.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА для всех »
Изучение
курса
внеурочной
деятельности
«Физика» направлено
на
формирование личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов обучения,
соответствующих
требованиям
федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Личностные результаты:
1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к

обучению и познанию, развитие самостоятельности в приобретении и
совершенствовании новых знаний;
2.Формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных,
творческих способностей, формирование осознанного выбора и построение
дальнейшей индивидуальной траектории образования;
3.Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой
науки;
4.Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, убежденности в
возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к
элементу общечеловеческой культуры;
5.Умение контролировать процесс и результат учебной и исследовательской
деятельности в процессе изучения законов природы;
6.Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
7.Формирование
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности в
жизненных ситуациях
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации;
4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5. Развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об
универсальном инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и
процессов;
7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения физических задач, и представлять её в понятной форме, принимать
решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной
информации;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их
проверки;
11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни
человека и ее роли в развитии материальной и духовной культуры.
2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений
природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики
для развития других естественных наук, техники и технологий.
3. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений
природы, об объективности научного познания, о системообразующей роли физики
для развития других наук, техники и технологий.
4.Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений
природы, видах материи, усвоение основных идей механики, молекулярной физики,
электродинамики, физики атома и атомного ядра.
5.Усвоения смысла физических законов, раскрывающих связь физических явлений,
овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики.
6.Формирование
научного
мировоззрения
как
результата
изучения
фундаментальных законов физики; умения пользоваться методами научного
познания природы: проводить наблюдения, строить модели и выдвигать гипотезы,
отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез; планировать и
выполнять эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с
использованием приборов, обрабатывать результаты измерений, понимать

неизбежность погрешностей любых измерений, оценивать границы погрешностей
измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и
формул.

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФИЗИКА для всех »
ТЕМА 1. КИНЕМАТИКА – 7 ЧАСОВ.
Способы описания механического движения. Система отсчета. Прямолинейное
движение. Прямолинейное равномерное движение по плоскости. Перемещение и
скорость при равномерном прямолинейном движении по плоскости. Относительность
движения. Сложение движений. Принцип независимости движений.
Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Равномерное движение по окружности. Угловая скорость. Период и частота вращения.
Скорость и ускорение при равномерном движении по окружности.
Лабораторные работы:
Изучение движения свободно падающего тела.
Изучение движения по окружности.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Определение скорости равномерного движения при использовании тренажера
«беговая дорожка».
Историческая реконструкция опытов Галилея по определению ускорения
свободного падения тел.
Принципы работы приборов для измерения скоростей и ускорений.
Применение свободного падения для измерения реакции человека.
Расчет траектории движения персонажей рассказов Р.Распэ.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная
дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов,
обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов
решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 2. ДИНАМИКА – 8 ЧАСОВ.
Инерциальные системы отсчета. Сила. Законы Ньютона. Движение тела под
действием нескольких сил. Движение системы связанных тел. Динамика равномерного
движения материальной точки по окружности.
Классы сил. Закон всемирного тяготения. Движение планет. Искусственные
спутники. Солнечная система. История развития представлений о Вселенной. Строение и
эволюция Вселенной.
Лабораторные работы:

Измерение массы тела с использованием векторного разложения силы.
Изучение кинематики и динамики равноускоренного движения (на примере
машины Атвуда).
Изучение трения скольжения.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Историческая реконструкция опытов Кулона и Амонтона по определению
величины силы трения скольжения.
Первые искусственные спутники Земли.
Как отличаются механические процессы на Земле от механических процессов в
космосе?
Тела Солнечной системы.
Открытия на кончике пера.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная
дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов,
обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов
решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 3. ИМПУЛЬС. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА – 3 ЧАСА
Импульс. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон
сохранения импульса.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Реактивное движение в природе.
Расследование ДТП с помощью закона сохранения импульса.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная
дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов,
обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов
решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 4. МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА. МЕХАНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ.
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ – 2 ЧАСА.
Механическая работа, мощность. Кинетическая и потенциальная энергии.
Механическая энергия системы тел. Изменение механической энергии. Закон сохранения
механической энергии.
Лабораторные работы:
Вычисление работы силы.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Определение средней мощности человека за сутки.

Расчет изменения механической энергии баскетбольного мяча за дин удар/серию
ударов и графическое представление зависимости изменения энергии от количества
ударов.
Экспериментальные задачи на использование закона сохранения энергии.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная
дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов,
обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов
решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 5. СТАТИКА – 2 ЧАСА.
Равновесие тела. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Простые
механизмы.
Лабораторные работы:
Определение центров масс различных тел (три способа).
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Применение простых механизмов в строительстве: от землянки до небоскреба.
Исследование конструкции велосипеда.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная
дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов,
обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов
решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 6. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ – 3 ЧАСА.
Механические колебания. Преобразование энергии при механических колебаниях.
Математический и пружинный маятники. Свободные, затухающие и вынужденные
колебания. Резонанс.
Механические волны. Длина и скорость волны. Звук.
Лабораторные работы:
Изучение колебаний нитяного маятника.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Струнные музыкальные инструменты.
Колебательные системы в природе и технике.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная
дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов,
обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов
решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 7. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ – 2 ЧАСА.

Переменный электрический ток. Колебательный контур. Вынужденные и
свободные ЭМ колебания.
ЭМ волны и их свойства.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
Принципы радиосвязи и телевидения.
Влияние ЭМ излучений на живые организмы.
Изготовление установки для демонстрации опытов по ЭМИ.
Электромагнитное излучение СВЧ-печи.
Историческая реконструкция опытов Ампера.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная
дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов,
обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов
решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 8. ОПТИКА – 4 ЧАСА.
Источники света. Действия света. Закон прямолинейного распространения света.
Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале.
Закон преломления света на плоской границе двух однородных прозрачных сред.
Преломление света в призме. Дисперсия света. Явление полного внутреннего отражения.
Линзы. Тонкие линзы. Построение изображений, создаваемых тонкими линзами. Глаз и
зрение. Оптические приборы.
Лабораторные работы:
Экспериментальная проверка закона отражения света.
Измерение показателя преломления воды.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
История исследования световых явлений.
Историческая реконструкция телескопа Галилея.
Изготовление калейдоскопа.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная
дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов,
обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов
решения (подготовка к ОГЭ по физике).
ТЕМА 9. ФИЗИКА АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА – 3 ЧАСА.
Строение атома. Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры.
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Строение атомного ядра. Зарядовое
и массовое числа. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Закон радиоактивного
распада. Альфа- и бета-распады. Правила смещения.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Источники энергии
Солнца и звезд.
Регистрация ядерных излучений. Влияние радиоактивных излучений на живые
организмы. Дозиметрия. Экологические проблемы ядерной энергетики.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
История изучения атома.
Измерение КПД солнечной батареи.
Невидимые излучения в спектре нагретых тел.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная
дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности – чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов,
обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов
решения (подготовка к ОГЭ по физике).
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА для всех »
№
№
Основные виды учебной
Дата по
занятия
Тема занятия
занятия
деятельности
плану
в теме
1
2
3
4
5
Способы описания Обсуждение статьи сайта www.
1 учеб.
механического
elementy.ru о способах описания
неделя
движения
как движения.
Анализ
1
1
способы описания иллюстративного материала на
функциональных
примере мультфильма «Вовка в
зависимостей.
тридевятом царстве»
Прямолинейное
Вывод формулы изменения
равномерное
координаты. Работа в малых
движение
по
2 учеб.
2
2
группах
над
алгоритмом
плоскости? Смотря
неделя
решения задач по указанной
из
какой
точки
теме.
наблюдать…
Относительность
Работа в малых группах над
3 учеб.
движения. Сложение созданием алгоритма решения
неделя
3
3
движений. Принцип качественных и расчетных задач
независимости
по теме «Моя задача на
движений.
относительность движения»

4

5

6

7

4

5

6

7

8

1

9

2

Лабораторные
работы: «Изучение
движения свободно
падающего
тела»,
«Изучение
движения тела по
окружности»
Как и куда полетела
вишневая косточка?
Расчет траектории
движения тел и
персонажей
рассказов Р.Распэ о
Мюнхаузене.
Историческая
реконструкция
опытов Галилея по
определению
ускорения g.
Определение
скорости
равномерного
движения
при
использовании
тренажера «беговая
дорожка».
Принципы работы
приборов
для
измерения
скоростей
и
ускорений.

4 учеб.
неделя
Выполнение практических работ
в малых группах, презентация и
обсуждение результатов

Работа в малых группах над
созданием алгоритма решения
расчетных задач на составление
авторских задач по теме «Моя
задача на расчет движения тела,
брошенного под углом к
горизонту»
Выполнение практических работ
в малых группах, презентация и
обсуждение результатов

5 учеб.
неделя

6 учеб.
неделя

7 учеб.
неделя
Обсуждение
презентаций
и
результатов проектных работ
учащихся по предложенной
тематике. Решение заданий ОГЭ
по кинематике.

Чтение и обсуждение текста
Сила воли, сила статьи сайта www. elementy.ru о
убеждения или сила классах
сил. Обсуждение
–
физическая произведений
классической
величина?
литературы,
в
которых
описываются различные силы.
Лабораторная
Практическая работа в малых
работа:
группах, решение задачи в

8 учеб.
неделя

9 учеб.
неделя

«Измерение массы
тела
с
использованием
векторного
разложения силы»

10

11

12

13

14

3

4

5

6

7

общем
виде,
предсказание
результата и его проверка
опытным
путем,
расчет
погрешности
прямых
и
косвенных измерений.
Работа в малых группах над
созданием алгоритма решения
Движение тела под
качественных
и
расчетных
действием
задач; составление авторских
нескольких сил
задач по теме «Моя задача на
применение законов Ньютона»
Работа в малых группах над
отработкой алгоритма решения
задач на применение законов
Движение системы
Ньютона.
Составление
и
связанных тел
решение авторских задач по
теме:
«Моя
задача
на
применение законов Ньютона»
Лабораторные
работы:
«Изучение
Практическая работа в малых
кинематики
и
группах, расчет погрешности
динамики
прямых и косвенных измерений.
равноускоренного
Презентация
и
обсуждение
движения (машина
результатов работ.
Атвуда)»,
«Изучение
трения
скольжения»
Работа в малых группах над
Динамика
отработкой алгоритма решения
равномерного
задач на применение законов
движения
Ньютона.
Составление
и
материальной точки решение авторских задач по
по окружности.
теме:
«Моя
задача
на
применение законов Ньютона»
История
развития Обсуждение
докладов
и
представлений
о презентаций
учащихся
на
Вселенной.
тему: «История
развития
Солнечная система. представлений о Вселенной».

10 учеб.
неделя

11 учеб.
неделя

12 учеб.
неделя

13 учеб.
неделя

14 учеб.
неделя

15

16

17

18

19

20

8

1

2

3

1

2

Движение планет и Изучение
расположения
и
их
движения планет с помощью
спутников. Строение модели-теллурия.
и
эволюция
Вселенной.
Работа в малых группах над
Открытия
на отработкой алгоритма решения
кончике
пера. задач на применение закона
Первые
всемирного
тяготения.
искусственные
Составление
и
решение
спутники Земли.
авторских задач по теме: «Моя
задача на применение ЗВТ»
Чтение и обсуждение статьи
сайта www. elementy.ru о
замкнутых системах и законе
Как
вы
яхту сохранения импульса. Изучение
назовете…
и
анализ
иллюстративного
материала
на
примере
мультфильма
«Приключения
капитана Врунгеля»
Обсуждение
докладов
и
Реактивное
презентаций
учащихся
на
движение в природе. тему: «Реактивное движение в
природе».
Расследование ДТП Работа в малых группах над
с помощью закона алгоритмом решения задач по
сохранения
указанной теме (на примере
импульса
видеоматериалов из интернета)
Решение
экспериментальных
Определение
задач.
Выполнение
средней мощности практической работы в малых
человека за сутки.
группах,
обсуждение
результатов.
Расчет
изменения Практическая работа в малых
механической
группах, расчет погрешности
энергии
прямых и косвенных измерений.
баскетбольного мяча Построение
графика
за дин удар/серию зависимости изменения энергии
ударов
и от
количества
ударов.

15 учеб.
неделя

16 учеб.
неделя

17 учеб.
неделя

18 учеб.
неделя

19 учеб.
неделя

20 учеб.
неделя

графическое
Презентация
и
представление
результатов работ.
зависимости
изменения энергии
от
количества
ударов

21

22

23

24

25

26

1

2

1

2

3

1

обсуждение

Лабораторная
Решение
экспериментальных
работа:
задач.
Выполнение
«Определение
практической работы в малых
центров
масс
группах,
обсуждение
различных тел (три
результатов.
способа)»
Обсуждение
докладов
и
презентаций
учащихся
на
Применение
тему: «Применение
простых
простых механизмов механизмов
в
технике».
в строительстве: от Изучение
и
анализ
землянки
до иллюстративного материала на
небоскреба
примере
мультфильмов
«Чебурашка и Гена строят дом»,
«Мадагаскар»
Чтение и обсуждение статьи
сайта www. elementy.ru о видах
Виды маятников и
колебаний
и
маятников.
их колебаний.
Изучение и анализ результатов
экспериментов с маятниками.
Работа в малых группах над
Что
переносит алгоритмом решения задач по
волна?
указанной теме (на примере
видеоматериалов из интернета)
Обсуждение
докладов
и
Колебательные
презентаций
учащихся
на
системы в природе и
тему: «Колебательные системы в
технике
природе и технике».
Решение
экспериментальных
Экспериментальная
задач.
Выполнение
проверка
свойств
практической работы в малых
ЭМ волн.
группах,
обсуждение

21 учеб.
неделя

22 учеб.
неделя

23 учеб.
неделя

24 учеб.
неделя

25 учеб.
неделя

26 учеб.
неделя

27

28

29

30

31

32

33

2

1

2

3

4

1

2

результатов.
Решение
экспериментальных
Исследование
задач.
Выполнение
электромагнитного
практической работы в малых
излучения СВЧ-печи группах,
обсуждение
результатов.
Как
исследовали
Обсуждение
докладов
и
световые явления и
презентаций
учащихся
на
как их исследуют
тему: «Исследование световых
теперь.
явлений». Работа в малых
Изготовление
группах
над
моделью
модели
калейдоскопа.
калейдоскопа.
Решение
экспериментальных
Экспериментальная задач (создание установки).
проверка
закона Выполнение
практической
отражения света.
работы в малых группах,
обсуждение результатов.
Лабораторная
Решение
экспериментальных
работа:
задач.
Выполнение
«Измерение
практической работы в малых
показателя
группах,
обсуждение
преломления воды» результатов.
Работа в малых группах.
Решение
экспериментальных
Как
отличаются
задач, обсуждение результатов,
показатели
построение
графической
преломления
зависимости
показателя
цветного стекла
преломления света от его
частоты.
Поглощение
и Чтение и обсуждение статьи
испускание
света сайта www. elementy.ru о видах
атомами.
оптических спектров и их
Оптические
применении к химическому
спектры.
анализу состава тел.
Решение
экспериментальных
Измерение
КПД задач.
Выполнение
солнечной батареи
практической работы в малых
группах,
обсуждение

27 учеб.
неделя

28 учеб.
неделя

29 учеб.
неделя

30 учеб.
неделя

31 учеб.
неделя

32 учеб.
неделя

33 учеб.
неделя

34

3

результатов.
Влияние
Обсуждение
докладов
радиоактивных
презентаций
учащихся
излучений на живые тему: «Радиация
вредная
организмы
полезная».

и
на
и

34 учеб.
неделя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».