МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 167
ПРИНЯТО
решением Педагогического совета
Протокол №1 от «30» августа 2024
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МАОУ СОШ № 167
№ 97 от 30.08.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Избранные задачи информатики»
для учащихся 9 класса основного общего образования
Екатеринбург 2024
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Метапредметные результаты:
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение; б владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий, проектной технологии.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе:
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной, творческой и других видов деятельности.
Предметные результаты:
- формирование информационной и алгоритмической культуры;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных
устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого
для профессиональной деятельности в современном обществе;
- развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях;
- формирование умений формализации и структурирования информации;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Введение.
Современные возможности подготовки к итоговой аттестации Индивидуальные
образовательные программы, дистанционные формы внеурочной деятельности, олимпиады,
экскурсии, сетевые проекты и другие формы внеурочной работы. Построение
индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся на основе анализа рынка
востребованных профессий и профессиональных предпочтений. Защита проекта «Мой
образовательный маршрут».
2. Структура и содержание контрольных измерительных материалов ОГЭ по
информатике.
Принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по
2
информатике. Отражение специфики содержания и структуры учебного предмета
«Информатика» в контрольных измерительных материалах для выпускников основной
школы.
Комплект контрольных измерительных материалов по информатике (кодификатор,
спецификация экзаменационной работы, демонстрационная версия экзаменационной работы,
экзаменационная работа с инструкцией для учащихся, ключи, инструкции по проверке и
оценке заданий со свободным развернутым ответом).
Методы шкалирования и интерпретации результатов тестирования.
3. Типы заданий.
Распределение заданий экзаменационной работы по уровням усвоения учебного
содержания курса информатики основной школы. Задания с развернутым ответом и
практические задания, их место и назначение в структуре КИМ. Типология основных
элементов содержания и учебно-познавательной деятельности, проверяемых заданиями со
свободным развернутым ответом и практическими заданиями. Типология заданий со
свободным развернутым ответом и практических заданий, проверяющих выделенные
элементы содержания и учебно-познавательной деятельности в соответствии с
кодификатором.
4. Разбор и решение задач экзаменационной работы по содержательным разделам
курса:
Представление и передача информации. Структурирование и обобщение изученного
материала по темам: Кодирование информации. Системы счисления. Подходы к измерению
информации. Разбор и решение заданий из демонстрационных тестов. Тренинг с
использованием заданий с выбором ответа.
Обработка информации. Структурирование и обобщение изученного материала по
темам: Основы логики. Логические операции и высказывания. Законы логики. Решение задач
на вычисление значения логического высказывания.
Структурирование и обобщение изученного материала по теме «Основы
алгоритмизации и программирования». Понятие алгоритма. Основные алгоритмические
конструкции. Примеры построения алгоритмов. Формализация условия задачи. Алгоритмы
решения задач. Синтаксис языка программирования. Этапы решения задачи на компьютере.
Среда программирования. Описание данных различных типов. Решение задач в среде
исполнителя Кумир, на языке программирования.
Решение задач на построение алгоритмов с среде формального исполнителя и на языке
программирования.
Основные устройства ИКТ, создание и обработка информационных объектов.
Структурирование и обобщение изученного материала по теме: «Файлы и файловая
система». Решение задач и разбор заданий из демонстрационных тестов. Тренинг с
использованием заданий с выбором ответа и открытым ответом.
Проектирование и моделирование. Математические инструменты, электронные
таблицы. Структурирование и обобщение изученного материала по темам: моделирование и
электронные таблицы. Способы обработки большого массива данных с использованием
средств электронных таблиц. Отличительные особенности использования приложений
Microsoft Excel и OpenOffice Calc. Решение задач и разбор заданий из демонстрационных
тестов.
Организация информационной среды, поиск информации. Структурирование и
обобщение изученного материала по теме: «Информация в компьютерных сетях». Решение
задач и разбор заданий из демонстрационных тестов. Тренинг с использованием заданий с
открытым ответом.
Обобщение. Решение и разбор тренировочных контрольно-измерительных
материалов.
Поиск информации в сети в форме квеста.
3
Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых
на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности и возможность
использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов
№
п/п
Наименование разделов и тем
1
2
Раздел 1. Введение – 1ч.
1.
Современные возможности
подготовки к итоговой аттестации
Количество
часов,
отводимых
на освоение
каждого
раздела и
темы
3
Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Форма
проведения
занятий
4
5
1
https://infoge.sdamgia.ru/?r
edir=1
Групповая
Раздел 2. Структура и содержание контрольных измерительных материалов ОГЭ по
информатике – 2ч.
2.
Отражение специфики содержания
1
Групповая
и структуры учебного предмета
https://inf«Информатика» в КИМах
oge.sdamgia.ru/?r
Комплект
контрольных
edir=1
3.
1
Групповая
измерительных
материалов
по
информатике
Раздел 3. Типы заданий – 2ч.
4.
1
Групповая
Типы заданий. Задания с выбором
https://infответа и развернутым ответом
oge.sdamgia.ru/?r
5.
1
Групповая
Типы
заданий.
Практические
edir=1
задания
Раздел 4. Разбор и решение задач экзаменационной работы по содержательным
разделам курса – 29ч.
6.
1
Обобщение изученного материала
Групповая
по теме «Кодирование информации.
Электронно
Подходы к измерению информации»
интерактивн
ое обучение
https://bosova.ru/
Решение
задач
по
теме
7.
1
Групповая
metodist/authors/i
«Кодирование
информации».
Электронно
nformatika/3/gia.
Тренинг с использованием заданий
php
с выбором ответа.
интерактивн
ое обучение
8.
1
Обобщение изученного материала
Групповая
https://infпо теме «Системы счисления»
oge.sdamgia.ru/?r Электронно
edir=1
интерактивн
ое обучение
9.
1
Решение задач по теме «Системы
Групповая
счисления».
Тренинг
с
Электронно
использованием
заданий
с
развернутым ответом.
интерактивн
ое обучение
4
10.
Обобщение изученного материала
по
теме
«Основы
логики.
Логические
операции
и
высказывания»
1
11.
Структурирование материала
теме «Законы логики»
по
1
12.
Решение задач
значения
высказывания.
на
вычисление
логического
1
13.
Решение задач
значения
высказывания.
на
вычисление
логического
1
14.
Структурирование и обобщение
изученного материала по теме
«Основы
алгоритмизации
и
программирования».
1
15.
Понятие
алгоритма.
Основные
алгоритмические
конструкции.
Примеры построения алгоритмов
1
16.
Формализация
условия задачи.
Алгоритмы решения задач.
1
17.
Синтаксис
языка
программирования. Этапы решения
задачи на компьютере.
1
18.
Среда программирования Данные в
среде программирования. Описание
данных различных типов
1
19.
Решение задач в среде исполнителя
Кумир и разбор заданий из
демонстрационных тестов.
1
20.
Решение задач в среде исполнителя
Кумир и разбор заданий из
демонстрационных тестов.
1
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
5
21.
Решение
задач
на
языке
программирования
и
разбор
заданий
из
демонстрационных
тестов.
1
22.
Решение
задач
на
языке
программирования
и
разбор
заданий
из
демонстрационных
тестов.
1
23.
Решение
задач
на
языке
программирования
и
разбор
заданий
из
демонстрационных
тестов.
1
24.
Структурирование и обобщение
изученного материала по теме:
«Файлы и файловая система».
1
25.
Решение задач по теме «Файлы и
файловая система» Тренинг.
1
26.
Структурирование и обобщение
изученного материала по темам:
моделирование
и
электронные
таблицы.
1
27.
Отличительные
особенности
использования
приложений
Microsoft Excel и OpenOffice Calc.
1
28.
Способы
обработки
большого
массива
данных
средствами
электронных таблиц.
1
29.
Решение задач по теме «Обработка
данных с помощью электронных
таблиц»
1
30.
Решение задач по теме «Обработка
данных с помощью электронных
таблиц»
1
31.
Решение задач и разбор заданий из
демонстрационных тестов по теме
«Обработка данных с помощью
1
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
6
электронных таблиц».
32.
Структурирование и обобщение
изученного материала по теме:
«Информация в компьютерных
сетях».
1
33.
Решение задач и разбор заданий из
демонстрационных тестов. Тренинг
с использованием заданий с
открытым ответом.
1
34.
Решение и разбор тренировочных
КИМов.
1
Всего:
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
Групповая
Электронно
интерактивн
ое обучение
34 ч.
7