Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 167 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ» (художественной направленности) Возраст обучающихся: 15-18 лет Срок реализации программы – 2 года Автор-разработчик: Каюмова О. И. педагог дополнительного образования г. Екатеринбург, 2024 год Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для системы дополнительного образования в средней общеобразовательной школе. Составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации». Возрастной диапазон обучающихся по данной программе – 15-18 лет. Срок реализации программы – 2 года. Группа обучения – 324 часа (144 часа – первый год обучения, 180 часов – второй год обучения). Разработчик: Каюмова Ольга Игоревна, педагог дополнительного образования МАОУ СОШ № 167, г. Екатеринбурга. 2 ОГЛАВЛЕНИЕ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Учебный план (первый год обучения) Содержание учебного плана Учебный план (второй год обучения) Содержание учебного плана Планируемые результаты освоения программы Организационно-педагогические условия реализации программы Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Список литературы Календарный учебный график (первый год обучения) Календарный учебный график (второй год обучения) стр. 4 9 9 14 14 20 21 24 26 27 33 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа художественной направленности разработана на основе дополнительной авторской образовательной программы «Современная хореография». Автор – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории балетмейстер – Е.С. Суслова г. Екатеринбург. Актуальность Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современная хореография» составлена на основании следующих нормативноправовых документов: Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ 2012 г.); Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р) Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р) Приказ Минпросвещения России от 05.08.2020 г. №882-391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам) Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам…» Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 4 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Приказ министерства образования и молодежной политики Свердловской области № 219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 № 934-д Требования к дополнительным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области. Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021. Устав ОО. Программа обеспечивает формирование общей культуры личности, индивидуальной танцевальной культуры, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, подготовку молодежи к творческому и художественно приемлемому потреблению в сфере массовой танцевально-музыкальной культуры, воспитание культуры повседневного досуга. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей. Знакомство с различными направлениями, историей и географией танца, прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром. Данная программа включает в себя изучение народного танца, изучение бальных и современных эстрадных танцев, что стимулирует интерес воспитанников к танцевальному искусству и расширяет их кругозор. Занятия по данной программе способствуют активному приобщению детей к самовыражению и самореализации. Танец сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического развития и образования, а также эффективен, 5 как развивающее средство. Стремление к красоте тела, красоте движений, к красоте и выразительности в проявлении чувств должны быть не случайными, а постоянными. Красивые манеры, походку, правильную осанку, выразительность движений и поз необходимо воспитывать систематически. Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление обучающихся с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с укладом жизни народов, с их красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодий. Особое внимание следует уделять такому немаловажному фактору, как дыхание. Первостепенное значение в деле эстетического воспитания имеет музыка, которая должны быть доступной, будь то народные мелодии или произведения современных авторов. Адресат Образовательная программа дополнительного образования танцевального ансамбля «KODA» предназначена для детей подросткового и старшего возраста, не имеющих ранее хореографической подготовки, но желающих приобрести общую эстетическую и танцевальную культуру, научиться танцевальным элементам, «воспитать» тело и попробовать себя в танце. Данная программа построена на принципах коллективной деятельности и индивидуального обучения. Данная программа рассчитана на два года обучения. Базовый уровень. Занятия в объединении проводятся по группам и коллективно. Количество обучающихся в группе – не более 15 человек. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программе – 15-18 лет. Набор обучающихся объединение осуществляется по желанию без специального отбора. Режим занятий: занятия проводятся два-три раза в неделю, по одному-два часа. Объем общеобразовательной программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 324 часа. Срок освоения программы – два года. Группа первого года обучения – 144 учебных часа в год, 4 часа в неделю (36 недель); Группа второго года обучения – 180 учебных часов в год, 5 часов в неделю (36 недель) Продолжительность занятия 45 минут. 6 Занятия в объединении проводятся по группам и коллективно. Данная программа разделена на 2 модуля: 1 модуль (первый год обучения) – «Танец как особый вид пластического искусства» «Танец как особый вид пластического искусства» (первый год обучения) Данный этап программы предназначен для подростков 15-16 лет, не имеющих начального хореографического образования, и представляет собой некий экспресскурс знакомства с азами и основами современной хореографии. Программа первого года обучения состоит из следующих разделов: «Азбука музыкального движения», «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Эстрадный танец», «Венский вальс». Кроме того, уже на этапе первого года обучения предполагается концертнотворческая деятельность. 2 модуль (второй год обучения) – «Основа и принципы хореографии» Основа и принципы хореографии» (второй год обучения) Базовый этап программы, рассчитан на один год и предназначен для подростков 17-18 лет второго года обучения по данной программе. На данном уровне обучения к основным разделам добавляется раздел «Модерн». В процессе занятий обучающие получают определенные навыки на уровне их применения, а также в их сознании формируется представление о хореографическом искусстве. В программе «Современная хореография» для обучающихся используются те тематические музыкальные произведения, которые способствуют наиболее яркому раскрытию способностей детей, обучающихся в объединении, при этом учитываются их интересы. Формы обучения: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная. Виды занятий: реализация программы осуществляется на теоретических и практических занятиях. Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме показа движений с разъяснением и комментарием. Практические занятия включают изучение и закрепление техники выполнения упражнений. Они проводятся в целях закрепления и совершенствования умений и навыков, практических действий. Формы занятий: обучающее занятие тренировочное занятие коллективно-творческое занятие индивидуальное занятие музыкальное занятие (прослушивание музыкального материала, беседы о музыке) Кроме того, предусмотрены такие формы занятий как: выступление на сцене, 7 концерты, фестивали, конкурсы различных уровней. Структура занятий: Подготовительная часть (разминка) Основная часть (повторение знакомого и разучивание нового материала) Заключительная часть (закрепление нового материала) Способы обучения: Занятия разнообразны как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов. При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи. Любое задание, которое предлагается выполнить учащимися, должно соответствовать степени подготовленности к нему. Весь процесс обучения строится на сознательном усвоении знаний и навыков. Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и тоже движение, танец, долго объяснять, пытаясь научить всему сразу. На занятии закрепляются все навыки, которые вырабатывались раннее, повторяются пройденные движения и фигуры. Основные принципы: От лёгкого – к трудному. От простого – к сложному. От известного – к неизвестному. Учитывается физическая подготовленность учащихся. Не допускаются чрезмерные нагрузки. Используются элементы тренажа в соответствии с возможностями обучающихся. Формы подведения итогов: для стартового уровня – открытое занятие, для базового уровня – отчетный концерт. Цель – развитие личности ребенка и его способности к творческому самовыражению средствами хореографии. Задачи: Образовательные: вводить обучающихся в мир культуры, хореографического искусства и современного танца; знакомить обучающихся с различными видами танцев; приобщать обучающихся к танцевальной культуре, обогатить их танцевальный 8 опыт знакомить обучающихся с различными танцевальными компонентами. Развивающие: развивать специальные способности (силу, координацию движений, выносливость, выразительность, эмоциональность), совершенствовать исполнительскую деятельность; развивать способности к импровизированному танцу, приобретению собственной манеры исполнения на основе навыков выразительного, эмоционального движения, свободного владения своим телом, умение передавать характер музыки. создать условия для развития творческой активности обучающихся, участвующих в танцевальной деятельности совершенствовать артистические навыки обучающихся в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. Воспитательные: формировать художественный вкус, эстетическое восприятие действительности; формировать ценностное отношение к искусству, своему здоровью; формировать ценностное отношения к себе и другим людям. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Стартовый уровень (первый год обучения) № п/п Наименование раздела, темы 1. Азбука музыкального движения 2. Элементы народносценического танца 3. Классический танец 4. Элементы эстрадного танца 5. Элементы Венского вальса Количество часов Формы контроля Всего Теория Практика Входной мониторинг. 16 6 10 Беседа Опрос, наблюдение Опрос, беседа 26 13 13 наблюдение Текущий мониторинг. 26 13 13 Опрос, беседа наблюдение Опрос, беседа 14 7 7 наблюдение Беседа Опрос, 16 8 8 наблюдение 9 6. Творческая и концертная деятельность Итог 46 144 46 47 Итоговый мониторинг. Репетиция 97 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Раздел 1. Азбука музыкального движения Теория: Вводное занятие. Техника безопасности. Данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены. Творческое знакомство. «Даются понятия: танец, темп, ритм. Игра «Давайте знакомиться». Характер музыкального произведения. Характер музыки (весёлая, грустная). Формирование ритмичности (умение воспринимать ритм) Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. Практика: Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Музыкальные жанры Знакомство с основными жанрами музыки и её отличительными чертами. Марш, песня, танец. Соотнесенье пространственных построений с музыкой. Музыкально-пространственные упражнения. Такт. Сильная и слабая доли. Чередование такта. Танцевальная музыка. Вступительные аккорды. Музыкальная структура движения: половинный каданс – полный каданс. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды. Музыка с ярко выраженным ритмическим рисунком. Марши, польки, вальсы в медленном и среднем темпе. Заключительные аккорды. Ритмический рисунок. Определение и передача в движении: характера музыки, темпа, метроритма, размеров 2/4; 3/4. Раздел 2. Элементы классического танца Теория: Классический экзерсис. Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позы классического танца. Основные позы и позиции классического танца, как основа хореографии. Основные правила движений у станка. Понятие о поворотах ан деор и ан дедан. Эпольман. Эстетика, логика и техника смены эпольман (круазе, анфас) в позах классического танца. Практика: Закономерности координации движений рук головы в пор де бра. Позиции рук: подготовительное положение, I. Позиции рук II, III. Позиции рук – подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, стоя боком к станку. Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III. Позиции рук – подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине, 10 при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, стоя боком к станку. Поклон по I позиции. Постановка корпуса. Позиции рук – подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, стоя боком к станку. Позиции ног (1,2,). Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку со второго полугодия – держась за станок одной рукой). Позиции ног – по 1, 2. Позиции ног (3,5). Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку со второго полугодия – держась за станок одной рукой). Позиции ног – по 3, 5. Позиции ног (1,2,3,5). Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку со второго полугодия – держась за станок одной рукой). Позиции ног – по 1, 2, 3, 5. Позиции рук – подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, стоя боком к станку. Деми-плие (1,2,3,5) позиции. (Музыкальный размер ¾). Складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность, бедра, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2, 3-й позициям. Батман тандю. Движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года – назад). Деми рон де жамб пор тер. Круговое движение, развивающее подвижность тазобедренного сустава; изучается лицом к станку с 1-й позиции по точкам – вперед в сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад. Положение ноги, сюр ле ку де пье. Положение ноги, сюр ле ку де пье - «обхватное» (обхватывает щиколотку опорной ноги) – развивает выворотность и подвижность ноги; «условное» - сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной. Раздел 3. Элементы народно-сценического танца Теория: История развития народного танца. История народного танца. Основные этапы развития народного танца. Основы термины народного танца. Основные характеристики народного танца. Система народно-сценического и характерного тренажа. Народный танец – источник всех видов хореографии. Сюжеты и темы народных танцев. Главные темы народного танца. Знакомство с особенностями народного костюма, его спецификой. Русский танец. Практика: Позиция рук. Позиция рук – 1, 2, 3 – на талии. Позиция рук – 1, 2, 3 – на талии. Demi и grand plie по I, II, III, V позициям: а) с акцентом вниз; б) с акцентом наверх. Русский танец. Позиции ног открытые и закрытые. Экзерсис на середине. Элементы русского танца. Положение ног, рук, позы. Поклоны. Русский танец. Позиции рук и ног. Специальные танцевальные упражнения. Положения рук, ног, головы, корпуса в народном танце. Ход в полуприседании. Ходы: бытовой с притопом, переменный, девичий плавный ход, дробный ход, шаркающий шаг. Battements tendus jetes: а) основной вид; б) с demi-plie в момент броска; в) с demi-plie в момент возвращения Р.Н. в III позицию; г) с подъёмом пятки О.Н. Танцевальные 11 шаги. Русский ход с каблука. Переменный ход вперёд и назад Каблучные упражнения: а) основной вид; б) с разворотом бедра и удара подушечкой Р.Н.; в) бросок прямой ногой с сокращенной стопой. Работа в паре. Положение рук, корпуса в паре. Танцевальные комбинации. Основные понятия. Повторение и совершенствование движений и элементов, изученных ранее. Народные шаги. Вращения. Разучивание этюдов на основе русской инструментальной музыки, народной песни. Припадание. Ходы: бытовой с притопом, переменный, девичий плавный ход, дробный ход, шаркающий шаг. Припадание. Battements tendus: а) с переходом Р.Н. с носка на каблук; б) с подъёмом пятки О.Н.; в) с plie момент перевода ноги на каблук. «Припадание» на месте Ходы: бытовой с притопом, переменный, девичий плавный ход, дробный ход, шаркающий шаг. Battements tendus jetes: а) основной вид; б) с demi-plie в момент броска; в) с demi-plie в момент возвращения Р.Н. в III позицию; г) с подъёмом пятки О.Н. д) с plie момент перевода ноги на каблук. «Припадание» с продвижением в сторону. Упражнения лицом к станку: подготовка к «голубцу», подготовка к «штопору» и «штопор». Подготовка к «качалочке» и «качалочка»: Releve на п/п, Перегибы корпуса. Раздел 4. Элементы эстрадного танца Теория: Особенности эстрадного танца. Характерные черты эстрадного танца, исполнение основных его элементов движений. Музыкально-ритмическая характеристика танца Танец и пантомима. Виды современного сценического танца: классический, народно-сценический, историко-бытовой, эстрадный, свободная пластика и. т. Д. Рождение искусства танца. Динамические оттенки в музыке. Ритмические рисунки в движении. Практика: Практические упражнения на развитие музыкальности. Направление движения танца. Позиции рук. Знакомство с особенностями движений и характера танца, с правильной постановкой корпуса, рук, ног, головы. Правильность выполнения движений и синхронность выполнения движений под музыку. Эстрадный танец. Контактная импровизация. Основы техники release. Совмещение в единое целое танцевальной пластики и окружающего пространства, чувство партнёра, коллектива и себя в коллективе как единого целого. Работа головы в современном танце. Разминка на середине зала: работа головы, плеч, средней части корпуса и бедер, коленей, стоп, паховые и боковые растяжки. Разучивание танцевальных комбинаций и составление танцевального номера. Раздел 5. Элементы венского вальса Теория: Музыкально-ритмическая характеристика танца. Основы музыкальной грамотности: музыкально-ритмическая характеристика танца. Основы танца. Практика: Изучение основ танца: стоя в шестой позиции, опускаться и подниматься; шаг вперед с правой ноги, подтягивая левую ногу, шаг назад с левой 12 ноги, подтягивая правую ногу (опускаясь на 1, поднимаясь на 2,3, в конце – снижения). Направление движения танца. Ориентирование в пространстве: знакомство с направлениями движений в танце. Левый развернутый квадрат с закрещиванием Изучение основ танца: левый развернутый квадрат с закрещиванием. Перемена с правого на левый Изучение основ танца: перемена с правого на левый. Перемена с левого на правый. Изучение основ танца: перемена с левого на правый. Венский вальс. Элементы танца. Движения «с руками». Изучение элементов танца: правый развернутый квадрат, левый развернутый квадрат с завершением «Контра чек» из левого в правый «Флекерл»; правый поворот; левый поворот. Раздел 6. Творческая и концертная деятельность Практика: Постановка концертных номеров ко Дню матери. Постановка танцевальных номеров. Разучивание движений и отработка элементов с ансамблем, с группами исполнителей. Отработка концертных номеров ко Дню матери. Индивидуальная работа с исполнителями. Разучивание движений и отработка элементов с солистами. Понятие «хореографический стиль». Этюды и игры с «внутренней бесконечностью», «замкнутое пространство», «сжатие» и т.п. Репетиция ко Дню матери Репетиционный процесс. Сводные репетиции – при участии всех возрастных групп в танцевальном зале, на сцене. Прогонные репетиции всей программы на сцене. Освоение заданного сценического пространства. Правила поведения на сценической площадке. Организация и подготовка выступления. Концерт ко Дню матери. Участие в концерте. Элементы актёрского мастерства. Упражнения и этюды на развитие актерских способностей. Грим, костюм, причёска. Постановка номеров к новогоднему спектаклю. Изучение художественных задач, поставленной той или иной танцевальной композицией. Подбор выразительных средств. Отработка номеров к новогоднему спектаклю. Подбор прически и головного убора. Аксессуары – их роль в хореографической композиции. Поиск новых изобразительных средств. Репетиция новогодних спектаклей. Репетиционный процесс. Сводные репетиции – при участии всех возрастных групп в актовом зале, на сцене. Прогонные репетиции всей программы на сцене. Освоение заданного сценического пространства. Новогодние спектакли. Участие в спектаклях к новому году. Постановка концертных номеров к 8 марта. Постановка танцевальных номеров. Разучивание движений и отработка элементов с ансамблем, с группами исполнителей, отработка движений, техника исполнения. Отработка концертных номеров к 8 марта. Индивидуальная работа с исполнителями. Разучивание движений и отработка элементов с солистами. Понятие «хореографический стиль». Репетиция к 8 марта. Репетиционный процесс. Организация и подготовка выступления. Постановка танца, Концерт к 8 марта. Участие в концерте. Элементы актёрского мастерства. Упражнения и этюды на развитие актерских способностей. 13 14 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Второй год обучения (базовый уровень) № п/п Наименование раздела, темы 1. Азбука музыкального движения 2. Элементы классического танца 3. Элементы модерна 4. Элементы народного танца 5. Элементы Венского вальса 6. Танцевальные комбинации, этюды, импровизация 7. Творческая и концертная деятельность Итог Количество часов Формы контроля Всего Теория Практика Входной мониторинг. 16 6 10 Беседа Опрос, наблюдение Опрос, беседа 38 12 26 наблюдение Текущий мониторинг. 22 8 14 Опрос, беседа наблюдение Опрос, беседа 24 8 16 наблюдение Беседа Опрос, 40 10 30 наблюдение Беседа Опрос, 10 10 наблюдение Итоговый 30 30 мониторинг. Репетиция 180 44 136 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Базовый уровень (второй год обучения) Раздел 1. Азбука музыкального движения Теория: Вводное занятие Техника безопасности. Техника безопасности. Партерный экзерсис. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены. Творческое знакомство. Вступительная беседа, в которой раскрываются цели и задачи программы, даются понятия: танец, темп, ритм. Танцевальная игра «Давайте знакомиться». Характер музыкального произведения. Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практика: Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. Контрастная 15 музыка: быстрая-медленная, веселая-грустная. Музыкальные жанры. Марш, песня, танец. Знакомство с основными жанрами музыки и её отличительными чертами. Соотнесенье пространственных построений с музыкой. Музыкальнопространственные упражнения. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Такт. Сильная и слабая доли. Чередование сильной и слабой долей такта. Танцевальная музыка: марши (спортивные, военные), вальсы (быстрые, медленные). Меленные хороводные, быстрые плясовые русские танцы. Стилизованная народная музыка. Акцентирование на сильную долю такта в шагах. Вступительные аккорды. Музыкальная структура движения: половинный каданс-полный каданс. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды. Музыка с ярко выраженным ритмическим рисунком. Марши, польки, вальсы в медленном и среднем темпе. Заключительные аккорды. Ритмический рисунок. Определение и передача в движении: характера музыки, темпа, метроритма, размеров 2/4; 3/4. Упражнения на развитие ориентации в пространстве: положения в парах, свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, построение из круга в одну шеренгу, в две, три, четыре. Раздел 2. Элементы классического танца. Теория: Экзерсис у станка. Постановка корпуса, постановка рук. Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Практика: Позиции ног. Постановка корпуса, рук, ног, головы. Preporation, gemiplie, battements tendus, battements tendus с demi-plie, passe раг тегге. Demi plie по 1 позиции. (Музыкальный размер ¾) Складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность, бедра, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2, 3-й позициям. Grand plie по 1 позиции. Battement tendu по 1 позиции.2, 3 формы Par de bours. Demi plie и Grand plie по 2, 5 позициям. Battement tendu simple c Demi plieBattement tendu jete. Движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается лицом к станку по 1, 3-й позициям, вначале в сторону, вперед, в конце года – назад). Проучивание перегибов корпуса: в сторону, назад, вперед. Grand Battement. Экзерсис на середине зала. Подготовительное движение руки (preparation). Постановка корпуса. Работа над мягкостью и пластичностью рук. Позы croisee, еfface. Проучивание поз, положений, связанных с понятием croisee, effacee. Par de bours. Перегибы корпуса: в сторону, назад, вперед стоя по 1 позиции лицом к станку; Арабески 1,2,3. Положения, связанные с понятием croisee, еfface. Прыжки. Прыжки с двух ног на две ноги. Трамплинные прыжки. Temps leve scaute, changement de pied. Pas echappe на вторую позицию. Вращения. Полуповороты в V позиции с переменой ног. 2) Полный 16 поворот. Подготовительное упражнение к турам. Растяжки. Специальные упражнения на разработку эластичности связок и мышц. Положение ноги вперед, в сторону, назад с demi-plie, с port de bras. Партерные растяжки. Безопасность, охрана здоровья, профилактика травматизма. Знание строения своего тела. Знание индивидуальных особенностей строения тела (уязвимые места). Правила поведения в хореографическом зале на занятиях и в период отдыха. Умение делать массаж. Раздел 3. Элементы модерна Теория: Основные понятия танца модерн. Основные понятия танца модерн: «центр», «гравитация», «баланс», «контракция», «релаксация». Пространственные музыкальные упражнения. Упражнения на развитие специфических танцевальных, физических способностей. Танцевальные шаги. Выполнение движения как путешествие рук, ног, шеи, головы, туловища через пространство. Практика: Основные позиции и положения рук, ног, корпуса. Упражнения для рук. Упражнения на середине зала стоя, сидя, лёжа. Изучение и отработка позиций и положений рук, ног, головы, корпуса. Упражнения, включающие понятие «центр». Упражнения на развитие равновесия в статичных положениях тела, в динамике. «Гравитация». Упражнения, включающие понятие «гравитация». Упражнения на развитие равновесия в статичных положениях тела, в динамике. Понятие «баланс». Понятие «баланс». Упражнения на развитие подвижности стопы. Понятие «контракция», «релаксация» Упражнения на развитие подвижности стопы. Понятие «контракция», «релаксация» положения и другие термины танца «модерн». Упражнения на дыхание. Упражнения на дыхание. Упражнение «спираль» и виды перегибов корпуса. Понятие «спираль», работа корпуса – специальные упражнения. Ввод движений, требующих более серьёзных усилий. Укрупнение амплитуды движения. Увеличение энергии исполнения. Ускорение движения (смена темпа). Шаги на координацию – «титл», «триплет». Танцевальные шаги (сочетание различных движений в продвижении вперед, назад, в сторону и т.д.). Прыжки. Раздел 4. Элементы народного танца Теория: Ходы и проходки в народном танце. Позиции рук и ног. Экзерсис на середине. Элементы русского танца. Практика: Положение ног, рук, позы. Поклоны. «Девичий шаг» с переступанием и с координацией рук. Русский ход, переменный шаг, шаг с каблука, шаг с притопом и др. разучивание простых ключей, поворотов на месте, хлопушек, присядок, дробушек, вращения на месте в различных комбинациях. Танцевальный элемент «Моталочка». Простой хороводный шаг. Приставной шаг в сторону. Шаг с притопом. Тройной притоп. Упражнения на середине. Различные прыжки, «стульчик», «кольцо», прыжок через ногу, платком и т.д. Вращения по кругу, диагонали, по прямой в различных вариациях. Танцевальный элемент «Ковырялочка» Подготовка к 17 flic – flac: а) основной вид; б) с ударом подушечкой Р.Н. в III позицию; в) с переступанием. Переменный ход вперёд и назад. Ходы: бытовой с притопом, переменный, девичий плавный ход, дробный ход, шаркающий шаг. Battements tendus jetes: а) основной вид; б) с demi-plie в момент броска; в) с demi-plie в момент возвращения Р.Н. в III позицию; г) с подъёмом пятки О.Н. д) с plie момент перевода ноги на каблук. Русский ход с каблука. Каблучные упражнения: а) основной вид; б) с разворотом бедра и удара подушечкой Р.Н.; в) бросок прямой ногой с сокращенной стопой. Танцевальный элемент «Ёлочка», «гармошка». Характерный ronde de iambe и ronde de pied: а) до стороны; б) полный ronde; в) с plie. Притопы двойные и тройные. Выстукивания: а) поочередные удары всей стопой; б) двойные удары; в) двойные с подскоком; г) с переносом Р.Н. из положения III поз. Спереди в положение III поз. Сзади и с разворотом в невыворотное положение; д) «русский ключ» – простой. Припадание по 3 позиции. Начало прохождения комбинаций, составленных из пройденных элементов русского танца. «Дробные выстукивания. «Ключ» простой и усложненный. «Кадриль». Элементы танца. Шаг. Подготовка к «верёвочке» и «верёвочка»: а) основной вид; б) с подъёмом на п/п О.Н. в момент подъёма Р.Н. вверх; в) с разворотом бедра. «Кадриль». Элементы танца. Позиция рук. Grand battements jetes: а) основной вид; б) с опусканием Р.Н. в положение pointe или на каблук; в) с demi-plie на О.Н. и задержкой ноги в воздухе. Раздел 5. Элементы венского вальса Теория: Музыкально-ритмическая характеристика танца. Повторение основ вальса. «Контра чек» из левого в правый «Флекерл». Основы музыкальной грамотности: музыкально-ритмическая характеристика танца. Практика: Изучение элементов танца. Венский вальс. Элементы танца. Изучение элементов танца. Венский вальс. Элементы танца. Шаг. Венский вальс. Элементы танца. Движения «с руками». Танцевальные комбинации, этюды, импровизация. Самостоятельное исполнение разученных комбинаций на заданную тему. Импровизация в форме игры. Танцевальные комбинации. Изучение основ танца: стоя в шестой позиции, опускаться и подниматься; шаг вперед с правой ноги, подтягивая левую ногу, шаг назад с левой ноги, подтягивая правую ногу (опускаясь на 1, поднимаясь на 2,3, в конце – снижения); Направление движения танца. Ориентирование в пространстве: знакомство с направлениями движений в танце. Правый развернутый квадрат Изучение основ танца: правый развернутый квадрат. Левый развернутый квадрат с закрещиванием. Изучение основ танца: левый развернутый квадрат с закрещиванием. Перемена с правого на левый. Изучение основ танца: перемена с правого на левый. Перемена с левого на правый Изучение основ танца: перемена с левого на правый. «Контра чек» из левого в правый «Флекерл». «Контра чек» из левого в правый «Флекерл»; правый поворот; левый поворот. 18 Постановка танцевальной композиции: постановка танца венский вальс. Изучение элементов танца: «Правый квадрат»; «Левый квадрат»; «Большой правый квадрат»; «Большой левый квадрат». Изучение элементов танца: правый развернутый квадрат, левый развернутый квадрат с завершением, Контра чек» из левого в правый «Флекерл»; правый поворот; левый поворот. Движения «с руками». Правый развернутый квадрат, левый развернутый квадрат с завершением «Контра чек» из левого в правый «Флекерл»; правый поворот; левый поворот. Работа над репертуаром Раздел 6. Танцевальные комбинации, этюды, импровизация Практика: Самостоятельное исполнение разученных комбинаций на заданную тему. Этюд из знакомых танцевальных комбинаций. Эмоциональное состояние при создании танца. Импровизация под классическую музыку, джазовую, популярную, музыку авангардного направления. Особенности рисунка танца. Хоровод. Разучивание этюдов. Развёрнутые комбинации. Укрупнение амплитуды движения. Импровизация без музыкального сопровождения. Импровизация в форме игры. Составление комбинаций из знакомых движений. Смена ритма в танцевальных комбинациях. Смена рисунка в продвижении. Импровизация в группах. Эмоционально окрашенное движение в пространстве. Импровизация в форме игры. Танец под музыку и без музыкального сопровождения. Танцевальные комбинации. Смена ритма в танцевальных комбинациях. Смена рисунка в продвижении. Развёрнутые комбинации. Укрупнение амплитуды движения. Целенаправленный характер импровизаций, отражение эмоционального состояния по заданию. Коллективный танец и его развитые формы. Контактный танец, «вживание» танцовщиков друг в друга. Сольная импровизация, дуэт, трио, ансамбль. Разучивание этюдов. Этюды на развитие индивидуальности, сольного исполнения, дуэтного танца. Положения рук, ног, корпуса, головы в паре. Понятие о стиле, актёрской танцевальной выразительности. Средства актёрской выразительности в народно-сценическом танце. Особенности элементов национального танца, характера движений. Особенности рисунка танца Творческая и концертная деятельность Практика: Постановка концертных номеров ко Дню матери. Постановка танцевальных номеров. Разучивание движений и отработка элементов с ансамблем, с группами исполнителей. Отработка концертных номеров ко Дню матери. Индивидуальная работа с исполнителями. Разучивание движений и отработка элементов с солистами. Понятие «хореографический стиль». Этюды и игры с «внутренней бесконечностью», «замкнутое пространство», «сжатие» и т.п. Репетиция ко Дню матери Репетиционный процесс. Концерт ко Дню матери. Участие в концерте. Элементы актёрского мастерства. Упражнения и этюды на развитие актерских способностей. Грим, костюм, причёска. Постановка номеров к новогоднему 19 спектаклю. Изучение художественных задач, поставленной той или иной танцевальной композицией. Подбор выразительных средств. Отработка номеров к новогоднему спектаклю. Подбор прически и головного убора. Аксессуары – их роль в хореографической композиции. Поиск новых изобразительных средств. Репетиция новогодних спектаклей. Репетиционный процесс. Организация и подготовка выступления. Новогодние спектакли. Участие в спектаклях к новому году. Постановка концертных номеров к 8 марта. Постановка танцевальных номеров. Разучивание движений и отработка элементов с ансамблем, с группами исполнителей, отработка движений, техника исполнения. Практическая работа. Отработка концертных номеров к 8 марта. Индивидуальная работа с исполнителями. Репетиция к 8 марта. Организация и подготовка выступления. Постановка танца, Концерт к 8 марта. Участие в концерте. Элементы актёрского мастерства. Упражнения и этюды на развитие актерских способностей. Грим, костюм, причёска. Изучение художественных задач, поставленной той или иной танцевальной композицией. Подбор выразительных средств. Отработка изученных танцев. Отработка основных элементов танца, отработка танцевальной композиции. Репетиция отчетного концерта. Генеральная репетиция. Отработка изученных танцев. Изучение художественных задач, поставленной той или иной танцевальной композицией. Подбор выразительных средств. Итоговое занятие. Отчетный концерт. Последний звонок. Участие в концерте. Подведение творческих итогов. Праздничная программа для обучающихся всех групп. Сводные репетиции – при участии всех возрастных групп в танцевальном зале, на сцене. Прогонные репетиции всей программы на сцене. Освоение заданного сценического пространства. Правила поведения на сценической площадке. Организация и подготовка выступления. Сводные репетиции – при участии всех возрастных групп в актовом зале, на сцене. Прогонные репетиции всей программы на сцене. Освоение заданного сценического пространства. Правила поведения на сценической площадке. 20 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к хореографическому искусству; ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. Метапредметные результаты: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ; умение адекватно воспринимать оценку своих работ и окружающих; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей творческой деятельности; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок. Предметные результаты: умение грамотно исполнять все движения классического (партерного) экзерсиса, различных танцевальных движений и хореографических комбинаций; умение определять музыкальный размер музыкального сопровождения, начало и конец музыкальной фразы, определять сильные и слабые доли умение контролировать свое тело, показывать эмоции; умение правильно перестраиваться по рисунку и ориентироваться в сценическом пространстве. 21 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Материально-техническое обеспечение Для успешной реализации программы танцевальной студии необходимым является следующее: зал, оборудованный станками и зеркалами; форма для занятий: купальник гимнастический, балетки, юбка или шорты; музыкальный центр; шкаф для хранения костюмов; гимнастические коврики; аудио- и видеодиски; компьютер; проектор; концертные костюмы и концертная обувь. Кадровое обеспечение Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по дополнительной общеразвивающей программе: наличие среднего или высшего педагогического образования, либо образования по профилю Программы, желателен опыт педагогической деятельности. Методическое обеспечение Для успешной реализации программы обеспечены условия необходимые для реализации программы в течение всего периода: Методическое обеспечение программы содержит необходимые информационные ресурсы для ведения качественного образовательного процесса и представлено в виде фоно- и видео – медиатеки, тематической литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов. аудио материалы с фонограммами; DVD материалы с записями выступлений творческого объединения; DVD и видео материалы с записями выступлений известных хореографических коллективов. Видеография школ и техники Марты Грэхэм, Хортона альбом с фотографиями выступлений творческого объединения; «Семинар по современному танцу. Базовый уровень. Мастер-класс 22 (практикум). Педагог-хореограф Н.В. Лысцова». «Открытые уроки по современному танцу. Базовый уровень. Мастер-класс (практикум). Педагог-хореограф Н.В. Лысцова». «Современный танец для детей 9-12 лет. Ашот Назаретян». «Мастер-класс по современному танцу. Евгений Шевцов» При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях отводится тренажу — это определённая система тренировочных упражнений, которые помогают обучающимся легче разучить и усвоить танцевальный репертуар. Построенные по степени усложнения, упражнения подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений. Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие данный элемент до его законченной формы. Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их совместно с обучающимися сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без музыкального сопровождения; затем с музыкой — в спокойном темпе, пока они не будут усвоены обучающимися. На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения, постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца. Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с большим удовольствием работают над артистичностью исполнения танца. Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с содержанием нового материала /историческая справка, сведения о жизни и творчестве выдающихся танцоров, характере музыкальных произведений в сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и сценической культуре/. Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка (особенно на начальном этапе), сложности отдельных элементов танца. Основная часть занятия — разучивание танца. Сначала даётся общее представление о цели — показ танца в законченной форме. Приступая к разбору и разучиванию танца, сначала прослушивается музыка к нему, определяется характер, стиль, разучиваются отдельные движения танца и лишь затем вся композиция. Главным приёмом в работе над танцем является развитие самостоятельности и инициативы у ребят, подчёркивание их индивидуальности. Обучающимся предлагается составлять небольшие танцевальные композиции, вносить элементы импровизации, способствуя развитию творческой активности. Организация творческой деятельности позволяет педагогу увидеть характер в подростке, выявить движения его души, найти индивидуальный подход к нему с 23 учётом пола, возраста, потребности, в данного рода деятельности, выявить и развить его творческий потенциал. На выявление и развитие индивидуальности обучающихся, отводится не менее 5 минут на каждом занятии. Это и работа с детьми, требующими повторного показа, дополнительного объяснения или подсказки педагога, как легче и грамотнее выполнить то или иное упражнение, танцевальное движение или сложный элемент танца. С целью развития эмоциональности, выразительности в исполнительской деятельности, творческих способностей и актёрского мастерства используется просмотр видеоматериала занятий с последующим их анализом и обсуждением. Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных движений танца используется приём выполнения упражнений обучающимися по очереди с последующим анализом результатов педагогом или самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок), показ элементов движений педагогом или обучающимися, усвоившими разучиваемое движение. Все замечания по ходу занятия делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной форме, без намёка на унижение личности ребёнка, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов обучающегося. Занятия проводятся по группам. Коллективная форма проведения занятий даёт возможность более продуктивно влиять на выработку норм и правил высоконравственного поведения, добиваться сплочения коллектива, наладить дружбу, здоровые отношения между членами коллектива чему способствует дружеская атмосфера совместного творчества, делового содружества, взаимопонимания и полного доверия между участниками. Важным моментом в реализации данной программы является создание творческой атмосферы, которая позволяет ненавязчиво, исподволь заниматься обучением и воспитанием с учётом специфики занятий хореографией. № 1. 2. 3. 4. 5. Раздел программы Азбука музыкального движения Элементы классического танца Элементы народного танца Элементы эстрадного танца Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса Дидактический материал Техническое оснащение занятий Объяснение, показ выполнения упражнений, отработка движений, разучивание танцев. Видеозаписи, мультимедийные материалы, специальная литература. Музыкальны й центр, реквизит, декорации Элементы Венского вальса 24 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Оценка эффективности программы Для контроля качества обучения и стимуляции деятельности обучающихся проводятся концерты и конкурсы. Достижения обучающихся отмечаются вручением специальных грамот и дипломов и освещаются на школьном сайте и в школьной газете. Из числа наиболее подготовленных обучающихся формируется концертная группа для участия в конкурсах и фестивалях различного уровня. Формы контроля При реализации данной программы предусмотрены следующие виды контроля: Входной мониторинг (проводится на первых занятиях) – определение начальной подготовленности обучающихся. Проводится в форме наблюдения и мониторинга эффективности. Текущий мониторинг – определение уровня усвоения содержания программы. Формы контроля: беседа, мониторинга эффективности. Итоговый мониторинг (проводится в конце каждого учебного года) – отчетный концерт. Мониторинг эффективности Данный мониторинг позволяют целенаправленно изучать эффективность работы с учащимися, определить достигнутые в этой работе результаты, измерить их, выявить динамику происходящих изменений. Критерии Музыкальность Эмоциональность уровни низкий Проявляется пассивность на занятиях, часты отвлечения, интерес к изучаемому материалу отсутствует. средний Могут частично различать стили и направления в современном танце в музыкальной культуре. Умеют частично передавать эмоции в танце высокий Способны воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом. умеют передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, 25 Гибкость, пластичность Координация, ловкость движений Творческие способности Внимание и память восторг, тревогу, печаль и т.д.). мягкие, плавные и музыкальные движения рук, Могут частично подвижность суставов, воспринимать и передавать гибкость позвоночника, в движении образ позволяющие исполнить несложные акробатические упражнения. Частично знают точность исполнения ритмическую основу и упражнений, правильное структуру музыкальных сочетание движений рук и ног произведений в танце. Могут частично импровизировать под Умеют импровизировать под знакомую и незнакомую знакомую и незнакомую музыку на основе музыку на основе освоенных освоенных на занятиях на занятиях движений. движений, а также придумывать собственные Способны не отвлекаться от Способны частично музыки и процесса движения запоминать музыку и (выполнять композиции движения. самостоятельно, без подсказок) Методы, используемые в процессе обучения Словесный (объяснение, замечание) Наглядность (личный показ педагога) Практический (выполнение движений) 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: 1. «Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Изд. 2-е. – Л., 2009, с.511 2. Ваганова А. Основы классического танца.- Изд. 5-е. – Л., 2008, с.95-147 3. Васильева Т. Секрет танца. – СПб., 2007, с.7-15 4. Гусев Г. Методика преподавания народного танца. – М., 2003, с. 9-166 5. Звёздочкин В. Классический танец. - «Феникс» 2003, с.6-24 6. Кветная О. Историко-бытовой танец. – М., 2007, с.45-67 7. Климов А. Основы русской народной хореографии. – М., 2011, с.9-159 8. Полятков С. Основы современного танца. – Ростов-на-Дону, 2011., с. 5-65 9. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. – М., 2010. 10. Тарасов Н. Классический танец. – М., 2011, с. 20-90 11. Ткаченко Т. Народные танцы. – М., 2009,с. 6-35.4 Для обучающихся: 1. Володина О. Самоучитель клубных танцев. – Ростов-на-Дону, 2010, с.4-154 2. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребёнка. – М.,2006, с.3-16 3. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 2010, с. 2-98 27 N п/п Дата 1-2 1 нед. 3-4 1 нед. 5-6 2 нед. 7-8 2 нед. 9-10 3 нед. 11-12 3 нед. 13-14 4 нед. 15-16 4 нед. 17-18 5 нед. 19-20 5 нед. 21-22 6 нед. Форма занятия Вводное занятие Вводное занятие Объяснение, показ выполнения упражнений. Разучивание танцев. Объяснение, показ выполнения упражнений. Отработка движений. Знакомство с новым материалом Закрепление изученного материала Знакомство с новым материалом Знакомство с новым материалом Объяснение, показ Кол-во часов КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (первый год обучения) Тема занятия Форма контроля 2 Азбука музыкального движения Вводное занятие Техника безопасности. 2 Творческое знакомство Беседа 2 Характер музыкального произведения Беседа 2 Постановка концертных номеров ко Дню учителя Наблюдение 2 Музыкальные жанры 2 Отработка концертных номеров ко Дню учителя Наблюдение 2 Такт (сильная и слабая доли). Наблюдение 2 Концерт ко Дню учителя Наблюдение 2 Вступительные аккорды. Беседа 2 Заключительные аккорды Беседа 2 Ритмический рисунок Беседа. Входной мониторинг. Беседа Наблюдение 28 выполнения упражнений. 23-24 6 нед. 25-26 7 нед. 27-28 7 нед. 29-30 8 нед. 31-32 8 нед. 33-34 9 нед. 35-36 9 нед. 37-38 10 нед. 39-40 10 нед. 41-42 11 нед. Знакомство с новым материалом Объяснение, показ выполнения упражнений. Знакомство с новым материалом Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Разучивание 2 Элементы народносценического танца История развития народного танца. 2 Основные характеристики народного танца. Наблюдение 2 Сюжеты и темы народных танцев Беседа 2 Русский танец. Позиция рук Наблюдение 2 Позиция рук – 1, 2, 3 – на талии. Беседа 2 Русский танец. Позиции ног открытые и закрытые. Наблюдение 2 Русский танец. Позиции рук и ног. 2 Ход в полуприседании 2 Танцевальные шаги. 2 Постановка концертных Беседа Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение 29 43-44 11 нед. 45-46 12 нед. 47-48 12 нед. 49-50 13 нед. 51-52 13 нед. 53-54 14 нед. 55-56 14 нед. 57-58 15 нед. 59-60 15 нед. 61-62 16 нед. 63-64 16 нед. 65-66 17 нед. 67-68 17 нед. 69-70 18 нед. 71-72 18 нед. танцев. Практическое занятие Отработка движений. Знакомство с новым материалом Закрепление изученного материала Отработка движений. Знакомство с новым материалом Закрепление изученного материала Знакомство с новым материалом Разучивание танцев. Знакомство с новым материалом Отработка движений. Отработка движений. Закрепление изученного материала Знакомство с новым материалом Знакомство с номеров ко Дню матери 2 Работа в паре Наблюдение 2 Отработка концертных номеров ко Дню матери Наблюдение 2 Припадание 2 Репетиция ко Дню матери Наблюдение 2 Концерт ко Дню матери Наблюдение 2 «Припадание» на месте Беседа 2 «Припадание» с продвижением в сторону. 2 2 2 2 2 2 2 2 Элементы классического танца Классический экзерсис Постановка номеров к новогоднему спектаклю Позы классического танца Отработка номеров к новогоднему спектаклю Репетиция новогодних спектаклей Новогодние спектакли Позиции рук: подготовительное положение, I Позиции рук II, III. Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение Наблюдение Наблюдение Беседа Текущий 30 73-74 19 нед. 75-76 19 нед. 77-78 20 нед. 79-80 20 нед. 81-82 21 нед. 83-84 21 нед. 85-86 22 нед. 87-88 22 нед. 89-90 23нед. 91-92 23 нед. 93-94 24 нед. новым материалом Закрепление изученного материала Знакомство с новым материалом Знакомство с новым материалом Знакомство с новым материалом Закрепление изученного материала Разучивание танцев. Знакомство с новым материалом Объяснение, показ выполнения упражнений. Знакомство с новым материалом Отработка движений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Знакомство с новым материалом мониторинг 2 Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III. 2 Поклон по I позиции. Беседа 2 Позиции ног (1,2,). Беседа 2 Позиции ног (3,5). Беседа 2 Позиции ног (1,2,3,5). 2 2 Постановка концертных номеров к 8 марта Деми-плие (1,2,3,5) позиции. (Музыкальный размер ¾). Батман тандю 2 Деми рон де жамб пор тер Отработка концертных номеров к 8 марта 2 Положение ноги, сюр ле ку де пье Наблюдение Наблюдение Наблюдение Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение Беседа 31 95-96 24 нед. 97-98 25 нед. 99100 25 нед. 101102 103104 26 нед. 26 нед. 105106 27 нед. 107108 27 нед. 109110 28 нед. 111112 28 нед. 113114 29 нед. 115116 29 нед. 117118 30 нед. 119- 30 нед. Отработка движений. Знакомство с новым материалом Закрепление изученного материала Объяснение, показ выполнения упражнений. Разучивание танцев. Знакомство с новым материалом Разучивание танцев. Объяснение, показ выполнения упражнений. Отработка движений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Закрепление изученного материала Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, 2 Репетиция к 8 марта Наблюдение 2 Элементы эстрадного танца Особенности эстрадного танца 2 Концерт к 8 марта 2 Эстрадный танец. Рождение искусства танца. 2 Постановка концертных номеров к последнему звонку Наблюдение 2 Направление движения танца Беседа 2 Отработка изученных танцев 2 Позиции рук. 2 Репетиция ко Дню Победы Наблюдение 2 Работа головы в эстрадном танце. Беседа 2 Концерт к Дню Победы Наблюдение 2 Работа ног в эстрадном танце. Наблюдение 2 Работа корпуса в Наблюдение Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение Беседа 32 120 121122 31 нед. 123124 31 нед. 125126 32 нед. 127128 32 нед. 129130 33 нед. 131132 33 нед. 133134 135136 34 нед. 137138 35 нед. 139140 34 нед. 35 нед. 141142 36 нед. 143144 36 нед. показ выполнения упражнений. Знакомство с новым материалом Знакомство с новым материалом Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Отработка движений. Закрепление изученного материала Разучивание танцев. Отработка движений. Закрепление изученного материала Отработка движений. Закрепление изученного материала Итоговое занятия эстрадном танце 2 Элементы Венского вальса Основы танца Беседа 2 Направление движения танца Беседа 2 Левый развернутый квадрат с закрещиванием 2 Перемена с правого на левый 2 2 2 2 Перемена с левого на правый. Венский вальс. Элементы танца. Движения «с руками». Танцевальные комбинации Отработка изученных танцев. Наблюдение Беседа Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 2 Разучивание комбинаций на заданную тему. Наблюдение 2 Разучивание и исполнение комбинаций на заданную тему. Наблюдение 2 Генеральная репетиция. Наблюдение 2 Отчетный концерт. Последний звонок. Итоговый мониторинг. 33 N п/п Дата 1-2 1 нед. 3-4 1 нед. 5 1 нед. 6-7 2 нед. 8-9 2 нед. 10 2 нед. 11-12 3 нед. 13-14 3 нед. 15 3 нед. 16-17 4 нед. 18-19 4 нед. 20 4 нед. Форма занятия Вводное занятие Вводное занятие Разучивание танцев. Знакомство с новым материалом Знакомство с новым материалом Отработка движений. Знакомство с новым материалом Знакомство с новым материалом Отработка движений. Знакомство с новым материалом Закрепление изученного материала Отработка движений. Кол-во часов КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (второй год обучения) Тема занятия Форма контроля 2 Азбука музыкального движения Вводное занятие Техника безопасности. 2 Творческое знакомство 1 Постановка концертных номеров ко Дню учителя Наблюдение 2 Характер музыкального произведения Беседа 2 Музыкальные жанры Беседа 1 Отработка концертных номеров ко Дню учителя 2 Такт (сильная и слабая доли). Беседа 2 Вступительные аккорды. Беседа 1 Репетиция ко Дню учителя 2 Заключительные аккорды. 2 Ритмический рисунок Наблюдение 1 Репетиция ко Дню учителя Наблюдение Беседа. Входной мониторинг. Беседа Наблюдение Наблюдение Беседа 34 21-22 23-24 25 5 нед. Закрепление изученного материала 5 нед. Знакомство с новым материалом 5 нед. 26-27 6 нед. 28-29 30 6 нед. 6 нед. 31-32 7 нед. 33-34 7 нед. 35 7 нед. 36-37 8 нед. 38-39 8 нед. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Отработка движений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Отработка движений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, 2 Концерт ко Дню учителя Наблюдение 2 Элементы классического танца Экзерсис у станка. Постановка корпуса, постановка рук Беседа 1 Позиции ног. Беседа 2 Demi plie по 1 позиции. Беседа 2 Grand plie по 1 позиции. Беседа 1 Самостоятельное исполнение разученных комбинаций на заданную тему. Наблюдение 2 Battement tendu по 1 позиции. Беседа 2 2, 3 формы Par de bours. Беседа 1 Импровизация в форме игры. Наблюдение 2 Demi plie и Grand plie по 2, 5 позициям. Беседа 2 Battement tendu simple c Беседа 35 40 8нед. 41-42 9 нед. 43-44 9 нед. 45 9 нед. 46-47 10 нед. 48-49 10 нед. 50 10 нед. 51-52 11 нед. 53-54 11 нед. 55 11 нед. 56-57 12 нед. показ выполнения упражнений. Отработка движений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Знакомство с новым материалом Объяснение, показ выполнения упражнений. Разучивание танцев. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Отработка движений. Объяснение, Demi plie 1 Танцевальные комбинации 2 Battement tendu jete Беседа 2 Проучивание перегибов корпуса: в сторону, назад, вперед. Беседа 1 Grand Battement Беседа 2 Экзерсис на середине зала. Подготовительное движение руки (preparation). Беседа 2 Постановка корпуса Беседа 1 Постановка концертных номеров ко Дню матери 2 Позы croisee, еfface. Беседа 2 Par de bours Беседа 1 2 Отработка концертных номеров ко Дню матери Арабески 1,2,3 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Беседа 36 58-59 12 нед. 60 12 нед. 61-62 13 нед. 63-64 13 нед. 65 13 нед. 66-67 14 нед. 68-69 14 нед. 70 14 нед. 71-72 15 нед. 73-74 15 нед. 75 15 нед. показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Отработка движений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Закрепление изученного материала Объяснение, показ выполнения упражнений. Знакомство с новым материалом Разучивание танцев. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Разучивание 2 Положения, связанные с понятием croisee, еfface 1 Репетиция ко Дню матери 2 Прыжки. Беседа 2 Вращения. Беседа 1 Концерт ко Дню матери Наблюдение 2 Растяжки. Наблюдение 2 1 Элементы модерна Основные понятия танца модерн Постановка номеров к новогоднему спектаклю Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение 2 Пространственные музыкальные упражнения. Беседа 2 Танцевальные шаги Беседа 1 Отработка номеров к Наблюдение 37 76-77 16 нед. 78-79 16 нед. 80 16 нед. 81-82 17 нед. 83-84 17 нед. 85 17 нед. 86-87 18 нед. 88-89 18 нед. 90 18 нед. 91-92 19 нед. 93-94 19 нед. танцев. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Отработка движений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Закрепление изученного материала Знакомство с новым материалом Объяснение, показ выполнения упражнений. Отработка движений. Знакомство с новым материалом Закрепление изученного новогоднему спектаклю 2 Основные позиции и положения рук, ног, корпуса. Наблюдение 2 Упражнения, включающие понятие «центр» Беседа 1 Репетиция новогодних спектаклей Наблюдение 2 «Гравитация». Беседа 2 Понятие «баланс». Беседа 1 Новогодние спектакли Наблюдение 2 Понятие «контракция», «релаксация» Беседа Текущий мониторинг 2 Упражнения на дыхание. Наблюдение 1 Самостоятельное исполнение разученных комбинаций на заданную тему. Наблюдение 2 Упражнение «спираль» и виды перегибов корпуса. Беседа 2 Шаги на координацию – «титл», «триплет». Беседа 38 95 19 нед. 96-97 20 нед. 98-99 20 нед. 100 20 нед. 101102 21 нед. 103104 21 нед. 105 21 нед. 106107 22 нед. 108109 22 нед. 110 22 нед. 111112 23 нед. 113114 23 нед. материала Отработка движений. Знакомство с новым материалом Объяснение, показ выполнения упражнений. Отработка движений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Отработка движений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Отработка движений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ 1 2 Импровизация в форме игры. Элементы народного танца Ходы и проходки в народном танце Наблюдение Беседа 2 «Девичий шаг» с переступанием и с координацией рук. 1 Танцевальные комбинации 2 Танцевальный элемент «Моталочка». Беседа 2 Танцевальный элемент «Ковырялочка» Беседа 1 Постановка концертных номеров к 8 марта Наблюдение 2 Переменный ход вперёд и назад. Беседа 2 Русский ход с каблука. Беседа 1 Отработка концертных номеров к 8 марта Наблюдение 2 Танцевальный элемент «Ёлочка», «гармошка». Беседа 2 Притопы двойные и тройные. Беседа Беседа Наблюдение 39 115 23 нед. 116117 24 нед. 118119 120 24 нед. 24 нед. 121122 25 нед. 123124 25 нед. 125 25 нед. выполнения упражнений. Отработка движений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Разучивание танцев. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Закрепление изученного материала 1 Репетиция к 8 марта Наблюдение 2 Припадание по 3 позиции. Наблюдение 2 «Дробные выстукивания. «Ключ» простой и усложненный. Беседа 1 Самостоятельное исполнение разученных комбинаций на заданную тему. Наблюдение 2 «Кадриль». Элементы танца. Шаг. Беседа 2 «Кадриль». Элементы танца. Позиция рук. Беседа 1 Концерт к 8 марта 26 нед. Знакомство с новым материалом 2 128129 26 нед. Знакомство с новым материалом 2 130 26 нед. Разучивание танцев. 1 126127 Элементы венского вальса Музыкальноритмическая характеристика танца. Повторение основ вальса. Основы танца. Музыкально-ритмическая характеристика танца Самостоятельное исполнение разученных комбинаций на заданную Наблюдение Беседа Беседа Наблюдение 40 131132 27 нед. 133134 27 нед. 135 27 нед. 136137 28 нед. 138139 28 нед. 140 28 нед. 141142 29 нед. Отработка движений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Отработка движений. Отработка движений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Отработка движений. Объяснение, показ выполнения упражнений. 2 тему Изучение элементов танца Наблюдение 2 Венский вальс. Элементы танца 1 Импровизация в форме игры. Наблюдение 2 Изучение элементов танца Наблюдение 2 Венский вальс. Элементы танца. Шаг Беседа 1 Танцевальные комбинации 2 Венский вальс. Элементы танца. Движения «с руками» Изучение основ танца: правый развернутый квадрат. Левый развернутый квадрат с закрещиванием Постановка концертных номеров к Последнему звонку Беседа Наблюдение Беседа 143144 29 нед. Объяснение, показ выполнения упражнений. 145 29 нед. Разучивание танцев. 1 30 нед. Объяснение, показ выполнения упражнений. 2 «Контра чек» из левого в правый «Флекерл» Беседа 30 нед. Объяснение, показ выполнения упражнений. 2 Направление движения танца. Ориентирование в пространстве: знакомство с направлениями движений в танце. Беседа 146147 148149 2 Беседа Наблюдение 41 150 30 нед. 151152 31 нед. 153154 31 нед. 155 31 нед. 156157 32 нед. 158159 32 нед. 160 32 нед. 161162 33 нед. 163164 33 нед. 165 33 нед. Отработка движений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Знакомство с новым материалом Отработка движений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Отработка движений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Объяснение, показ выполнения упражнений. Отработка движений. 166167 34 нед. Объяснение, показ выполнения упражнений. 168- 34 нед. Отработка 1 Отработка изученных танцев Наблюдение 2 Правый развернутый квадрат. Беседа 2 1 Изучение основ танца: левый развернутый квадрат с закрещиванием. Отработка концертных номеров к Последнему звонку Беседа Наблюдение 2 Изучение основ танца: перемена с правого на левый. Беседа 2 Изучение основ танца: перемена с левого на правый. Беседа 1 2 2 1 2 2 Отработка концертных номеров ко Дню Победы Перемена с левого на правый «Контра чек» из левого в правый «Флекерл» «Контра чек» из левого в правый «Флекерл»; правый поворот; левый поворот. Отработка концертных номеров ко Дню Победы Изучение элементов танца: «Правый квадрат»; «Левый квадрат»; «Большой правый квадрат» Репетиция ко Дню Наблюдение Беседа Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение 42 169 170 171172 173174 175 176177 34 нед. движений. Отработка движений. Победы 1 35 нед. Объяснение, показ выполнения упражнений. 2 35 нед. Закрепление изученного материала 2 35 нед. Закрепление изученного материала 1 36 нед. Закрепление изученного материала 2 178179 36нед. 180 36 нед. Закрепление изученного материала Итоговое занятие Концерт к Дню Победы Изучение элементов танца: «Правый квадрат»; «Левый квадрат»; «Большой правый квадрат». Движения «с руками». Изучение элементов танца: правый развернутый квадрат, левый развернутый квадрат с завершением, Контра чек» из левого в правый «Флекерл»; правый поворот; левый поворот. Отработка изученных номеров к Последнему звонку Изучение элементов танца: правый развернутый квадрат, левый развернутый квадрат с завершением «Контра чек» из левого в правый «Флекерл»; правый поворот; левый поворот. Наблюдение Беседа Наблюдение Наблюдение Наблюдение 2 Генеральная репетиция. Наблюдение 1 Отчетный концерт «Последний звонок» Итоговый мониторинг 43