ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАОУ СОШ № 167 на уровне среднего общего образования на 2023-2024 учебный год Нормативно-правовая база План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов: 1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями); 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”; 5. СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 6. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. От 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 7. Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования» Пояснительная записка Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС СОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Цель внеурочной деятельности: обеспечение достижения обучающимся планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счёт расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости её организации. Задачи внеурочной деятельности учащихся согласуются с задачами духовнонравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Цель и задачи внеурочной деятельности ориентированы на становление следующих личностных характеристик учащихся: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. План внеурочной деятельности в 10-11-х классах обеспечивает достижение планируемых результатов усвоения обучающимися основной образовательной программы ФГОС СОО и отражает запросы участников образовательного процесса. Приоритетами при формировании плана внеурочной деятельности являются: план внеурочной деятельности является одним из основных организационных механизмов реализации основной образовательной программы общего образования; план внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности; план внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для каждого обучающегося или группы обучающихся на ступени среднего общего образования 700 часов за два года (количество часов на одного обучающегося определяется его выбором); внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности по выбору обучающегося и с согласия его родителей (законных представителей): физкультурно-спортивное и оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное; реализация внеурочной деятельности осуществляется без балльного оценивания результатов освоения курса; внеурочная деятельность соответствует целям, принципам, ценностям, отражённым в основной образовательной программе общего образования; внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС СОО рассматривается как процесс взаимодействия педагогов и обучающихся в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно – урочной, и направленной на достижение планируемых результатов усвоения ООП среднего общего образования МАОУ СОШ № 167; при проведении занятий внеурочной деятельности допускается деление класса на группы, минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 8 человек. Учебный план внеурочной деятельности в 10-11-х классах направлен на решение следующих задач: - усиление личностной направленности образования; - обеспечение благоприятной адаптации ребёнка в школе; - оптимизация учебной нагрузки обучающегося; - улучшение условий для развития ребёнка; - учёт возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы. МАОУ СОШ № 167 использует оптимизационную модель (в реализации внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники). Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня Содержание внеурочной деятельности сформировано с учетом запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), учитывает особенности, образовательные потребности и интересы обучающихся и организуется по направлениям развития личности: -общеинтеллектуальное, -физкультурно-спортивное и оздоровительное, -общекультурное, -духовно - нравственное и -социальное. Формы внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, познавательные игры и беседы, поисковые и научные исследования, конференции, диспуты, общественно полезные практики, олимпиады, соревнования, проектную деятельность, секции, кружки, студии; конкурсы рисунков, рассказов и сочинений, и др. Содержание модели внеурочной деятельности На содержание модели повлияли следующие факторы: - изучение интересов обучающихся и запросов родителей; - опыт внеурочной деятельности педагога; - возможности и специфики организации, осуществляющей образовательную деятельность; - кадровых возможностей для обеспечения внеурочной деятельности; - традиции школы, в основе которых система коллективных творческих дел День Знаний; День здоровья; День пожилого человека; День учителя. День дублёра; Посвящение в пятиклассники; старшеклассники; День толерантности; День Матери; День Героев Отечества; Новогодний серпантин; День памяти жертв Холокоста; Военно-спортивная игра «Зарница» Весенняя Неделя Добра; Декада «Салют, Победа!»; Фестиваль патриотической песни «России верные сыны!»; Фестиваль «Школа зажигает!» «Последний звонок»; Благотворительные акции «Рождественский подарок», «Навстречу добру», «Подарок ветерану»; Акции: «Зеленая школа», «Все как один макулатуру сдадим»; Проекты «Наши маленькие друзья»; Реализация школьных программ: МАОУ СОШ № 167 входит в состав членов клуба ЮНЕСКО; «Профи-дебют: масштаб – город»; «Уральская инженерная школа». Активное взаимодействие со следующими организациями: АО «Уральский турбинный завод»; Орджоникидзевское районное отделение уральского регионального Союза Инвалидов Афганистана (совместная организация акций), УрЮИ МВД России, ГОУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Орджоникидзевского района»; Еврейский екатеринбургский культурный центр «Менора». Муниципальный музей памяти воинов-интернационалистов Шурави; ЕДШИ № 15, ЕДШИ №5 ЦДТ ДОД «Галактика» ДЮЦ «Контакт» Детско-юношеский центр «Созвездие» ЦПП «Диалог» Свердловская областная межнациональная библиотека; Библиотека им. Горького; При разработке модели организации внеурочной деятельности нами были учтены и использованы ресурсы школы (дополнительное образование, традиционные мероприятия, праздники, соревнования, КТД, проводимые в школе и составляющие уклад школьной жизни), а также и услуги учреждений культуры, спорта. При составлении плана было учтено участие школьников в социальных проектах, волонтёрская деятельность обучающихся, мероприятия и КТД, проводимые в системе плана воспитательной работы школы, проведение классных часов, профориентация. Данная форма организации внеурочной деятельности позволит избежать перегрузки обучающихся и в то же время осуществить всестороннее личностное развитие, удовлетворить образовательные запросы обучающихся и родителей, представить обучающимся и родителям (законным представителям) весь спектр направлений и форм внеурочной деятельности, реализуемых в школе. Для реализации модели педагогами используются следующие виды внеурочной деятельности: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); 7) трудовая деятельность; 8) спортивно-оздоровительная деятельность; В рамках курсов внеурочной деятельности могут быть организованы в дистанционном режиме: -проектные и исследовательские работы обучающихся -деятельность школьных научных обществ; -просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов; -посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, лекториев в организациях высшего образования, мастер-классов сотрудников профессиональных образовательных организаций; -общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и карьерного консультирования, представителями работодателей, сотрудниками научных организаций; -просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных достижениях науки и технологий; -дистанционные занятия, направленные на расширение знаний и умений обучающихся в предметных областях, формирование личностных и метапредметных результатов общего образования; -оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами; -занятия и консультации специалистов в области реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. План внеурочной деятельности школы содержит две части: ➢Первая часть плана отражает регулярные занятия школьников, которые проводятся с фиксируемой периодичностью (один, два или несколько часов в неделю в соответствии с учебнотематическим планом программ внеурочной деятельности) и в установленное время (в определённые дни недели и в определённые часы). Специфика программ внеурочной деятельности заключается в том, что они способствуют не только и не столько получению обучающимися новых знаний, сколько учат действовать, чувствовать, принимать самостоятельные решения, способствуют формированию положительного отношения к базовым национальным ценностям. Внеурочная деятельность реализуется в соответствии с расписанием, утверждаемым директором школы. ➢Вторая часть плана внеурочной деятельности отражает нерегулярные внеурочные занятия. Это подготовка и участие в конкурсных мероприятиях в очной, заочной и дистанционной формах; подготовка и участие в традиционных мероприятиях школы КТД (коллективная творческая деятельность), поисковая, исследовательская, проектная деятельность фестивали, экскурсии, конкурсы, соревнования и т.п, что отражено в воспитательном плане массовых мероприятий с обучающимися школы. К внеурочным занятиям также отнесены классные часы и иные внеклассные мероприятия (по плану работы классных руководителей). Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Планируемые результаты внеурочной деятельности Личностные результаты В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать: освоение национальных ценностей, традиций, культуры; ориентацию в системе моральных норм и ценностей; основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. В рамках ценностного и эмоционального компонентов необходимо сформировать: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам на силы и готовность противостоять им; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. Коммуникативные результаты учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Познавательные результаты основам реализации проектно-исследовательской деятельности; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; основам ознакомительного, творческого, усваивающего чтения Продолжительность занятий Продолжительность занятия внеурочной деятельности в 10-11 классах составляет 40- 50 минут, если занятия спаренные – 70 минут с перерывом длительностью 10 минут для отдыха и проветривания помещений. Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности Для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС в школе имеются следующие условия: имеется столовая, в которой организовано горячее питание, спортивный зал, медицинский кабинет, кабинет ритмики, кабинет изобразительного искусства, кабинет музыки, актовый зал, библиотека с читальным залом, компьютерные классы, спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным инвентарем. Информационное обеспечение Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу). Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности: Занятия по внеурочной деятельности проводят опытные квалифицированные педагоги школы: учителя – предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования. Уровень квалификации педагогов соответствует требованиям, предъявляемым к квалификации по должностям «учитель», «педагог дополнительного образования». Таким образом, в качестве базовой нами рассматривается оптимизационная модель внеурочной деятельности. Модель внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования Направление внеурочной деятельности Общеинтеллектуальное Вид внеурочной деятельности Интеллектуальнотворческая Форма организации внеурочной деятельности Участие в мероприятиях интеллектуальнотворческой направленности Духовно-нравственное Коллективное творческое дело Познавательная Общекультурное Коллективное творческое дело Познавательная Физкультурно-спортивное и оздоровительное Спортивнооздоровительная Социальное Социальная включённость Подготовка и проведение мероприятий в рамках плана воспитательной работы в классе, общешкольного плана воспитательной работы Образовательные экскурсии, поездки Занятия по курсу «Разговоры о важном» Подготовка и проведение мероприятий в рамках плана воспитательной работы в классе, общешкольного плана воспитательной работы Образовательные экскурсии, поездки Участие в мероприятиях спортивнооздоровительной направленности Участие в органах самоуправления класса и школы; Работа в рамках РДШ Ожидаемые результаты: 100% охват обучающихся организованным досугом; достижение планируемых результатов. Мониторинг эффективности Эффективность внеурочной деятельности определяется в процессе проведения мониторинговых исследований по следующим критериям: • уровень социальной и творческой активности обучающихся; • уровень мотивации к активной интеллектуально- творческой, социальной деятельности; • уровень достижения планируемых результатов, сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков; • уровень усвоения гражданской культуры, духовно-нравственных норм и правил, • степень удовлетворенности субъектов образовательного процесса «школьной жизнью». Объектами мониторинга являются следующие. • Востребованность форм внеурочной деятельности. • Удовлетворённость обучающихся и их родителей содержанием и качеством внеурочной деятельности. • Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность. год неделя год неделя Годовой и недельный учебный планы внеурочной деятельности для 10-11 классов, реализующих образовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС СОО класс 10 11 Количество часов Форма организации внеурочно деятельности Занятия по программам внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 1 34 1 33 Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов обучающихся «Россия – мои горизонты» 1 34 1 33 Подготовка и проведение мероприятий плана воспитательной работы в рамках общешкольного плана воспитательной работы Общешкольные дела, акции, концерты, смотры, 2 34 2 66 коллективные творческие дела, праздники заседания, агитбригады, декады, Фестиваль патриотической песни Подготовка и проведение мероприятий в рамках плана воспитательной работы в классе Классные часы, беседы, тренинги, диспуты, праздники, 1 34 1 33 классные дела Участие в самоуправлении класса и школы 1 34 1 33 Образовательные экскурсии, поездки 1 34 1 33 Участие в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности 34 1 33 Соревнования, кроссы, сборы, веселые старты, игровые 1 программы, эстафеты, районные и городские соревнования, посещение секций легкой атлетики секции пожарно-прикладного спорта, секции «Шахматы» Участие в мероприятиях интеллектуально-творческой направленности 2 68 2 66 Олимпиады, фестивали, конкурсы, викторины, конференции, проектная деятельность, предметные недели ИТОГО 10 340 10 330 ВСЕГО 670