Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №167
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
(базовый уровень)
7 класс
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Екатеринбург, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
Одной из основных задач развития образования Российской Федерации
на современном этапе является формирование финансовой грамотности и
финансовой культуры населения страны. Именно поэтому в российской системе
образования сегодня уделяется существенное внимание формированию
функциональной грамотности обучающихся, а в её составе, и финансовой
грамотности. Принципиальное значение в настоящее время приобретает в
системе образования решение задачи формирования надпредметных
компетенций и «гибких» навыков. Поэтому в Программе уделяется особое
внимание не только содержательным — предметным аспектам финансовой
грамотности, но и развитию коммуникативных и регулятивных универсальных
учебных действий, решению творческих задач и формированию критического
мышления у обучающихся 5—7 классов.
Содержание программы способствует расширению знаний учащихся по
основным общественно-научным предметам.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ФИНАНСОВАЯ
Целью курса является формирование у обучающихся 5-7 классов финансовой
культуры, рационального финансового поведения и ответственного
потребления финансовых услуг, с учётом их возрастных особенностей и
способностей.
Задачи изучения учебного курса «Финансовая грамотность»:
˗
формирование понимания значимости для себя лично финансовых проблем,
которые решаются на индивидуальном и семейном уровнях и сказываются
на личном и семейном благополучии;
˗
формирование понимания необходимости давать личную оценку действиям
субъектов финансовых отношений, так как человек вступает с ними во
взаимодействие для решения своих задач;
˗
формирование
понимания
необходимости
следственных связей между семейными и
возможностями, и потребностями членов семьи;
˗
формирование собственного понимания изучаемых финансовых вопросов
на основе анализа и оценки финансовых ситуаций, с которыми человек
может столкнуться лично;
˗
формирование способности инициировать сотрудничество в команде при
работе с творческими заданиями;
выявления
причинноличными финансовыми
˗
формирование понимания наличия альтернативных решений финансовых
задач на личном и семейном уровне, их оценки с позиции имеющихся
финансовых возможностей, ограничений, потребностей, необходимости
выбора из имеющихся выявленных альтернатив;
˗
формирование понимания необходимости вносить изменения в план и
способ действий субъектов финансовых отношений, так как появляются
новые возможности, ограничения и потребности;
˗
формирование понимания содержания различных видов семейных доходов
и расходов, их изменения, сравнения, анализа, количественной оценки и
выбора варианта балансирования при разработке бюджета.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Финансовая грамотность» включён в вариативную часть
основной общеобразовательной программы и рассчитан на:
68 часов: 34 часа в 5-6 классах, 34 часа - в 7 классе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог,
налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие,
пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей
благосостояния общества и государства;
• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в
сложных жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных
УУД):
˗
различать прямые и косвенные налоги;
˗
проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой
задолженности членов семьи;
˗
˗
˗
считать сумму налога;
высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
находить нужную информацию на социальных порталах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
˗
объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
˗
приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать
их примерную величину;
˗
˗
˗
˗
˗
называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог,
налог на прибыль, косвенные налоги);
перечислять условия получения различных видов социальных пособий в
Российской Федерации;
называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;
приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи
между уплатой налогов и созданием общественных благ;
• рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
• оценивать условия и возможности использования социальных пособий в
определённых жизненных ситуациях.
Темы занятий
1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
2. Что такое налоги и почему их надо платить.
3. Какие бывают налоги.
4. Учимся считать налоги.
5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
6. Сравниваем налоги граждан разных стран.
7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.
8. Как работает налоговая служба.
9. Учебные мини-проекты «Налоги».
10. Что такое социальные пособия и какие они бывают.
11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
15. Обобщение результатов изучения модуля 3.
16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка,
страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес,
малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс,
обменный пункт, валютный вклад.
Личностные характеристики и установки:
• понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения)
семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
• осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг
банка несёт потребитель этих услуг;
• осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт
владелец бизнеса;
• понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
• понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение
валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных
УУД):
˗
отличать инвестирование от сбережения и кредитования;
˗
находить актуальную информацию об услугах банков;
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
знать свои основные права и обязанности как потребителя;
пользоваться пластиковой картой в банкомате;
считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;
планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;
сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;
находить и анализировать информацию о курсе валют;
проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит,
инвестиции);
объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для
увеличения (сохранения) доходов семьи;
объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена;
называть необходимые условия для открытия своей фирмы;
объяснять причины существования различных валют;
называть основные мировые валюты и страны их использования;
объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об
изменениях курса валют.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• соотносить рискованность использования финансовых операций и их
доходность;
• сравнивать различные финансовые предложения;
• оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для
увеличения и/или сохранения семейных доходов;
• брать на себя ответственность;
• оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения
семейного бизнеса.
• оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для
увеличения и/или сохранения семейных доходов.
Темы занятий
17. Для чего нужны банки.
18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
19. Какие бывают вклады.
20. Что такое кредиты и надо ли их брать.
21. Изучаем сайт Центрального банка РФ.
22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
24. Как работает банк.
25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
26. Что мы знаем о бизнесе.
27. Как открыть фирму.
28.Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
29. Ролевая игра «Открываем фирму».
30. Что такое валюта и для чего она нужна.
31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
32. Обобщение результатов изучения модуля 4.
33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и
собственный бизнес».
34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность».
Итоговая проверочная работа по курсу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение финансовой грамотности в 6 классе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
Личностные результаты обучения отражаются в готовности
обучающихся к целенаправленной социально значимой деятельности; отражают
их готовность руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанность
выбора и построения и построения жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей посредством:
˗
˗
˗
˗
формирования
готовности
обучающихся
к
саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению на основе осознанного
отношения к выбору и построению индивидуальной траектории
образования с учётом устойчивых познавательных интересов и значимости
для себя лично взаимосвязи между образованием и финансовым
благополучием;
осознания ценности самостоятельности и инициативы с учетом
действующих правил поведения субъектов в финансовой сфере, изучения
положений
нормативно-правовых
документов,
формирования
ответственного отношения к процессу обучения посредством понимания
для себя лично содержания финансовых отношений между различными
субъектами, финансовых решений, альтернативных возможностей их
реализации, последствий выполнения или невыполнения принятых
решений;
сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, осознания значения семьи в жизни человека и общества,
уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи,
проявляющегося в учёте личных интересов каждого члена семьи и семьи в
целом при решении вопросов о получении и распределении средств
семейного бюджета;
наличия мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности,
в частности мотивации к обучению, познанию за счёт понимания
значимости для себя лично взаимосвязи между профессиональной
подготовкой человека и финансовыми результатами его деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в
процессе изучения финансовых вопросов через понимание необходимости
давать оценку существующих финансовых ситуаций и их изменения.
Обучающийся сможет:
˗
оценивать собственное понимание изученных финансовых терминов;
˗
оценивать вероятность мошенничества в финансовых отношениях;
˗
˗
составлять личный маршрут движения к финансовому благополучию;
ставить финансовые цели собственной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и практических финансовых задач. Обучающийся сможет:
˗
разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;
˗
определять необходимые действия в соответствии с учебной
практической финансовой задачей и составлять этапы их выполнения;
˗
˗
˗
оценивать структуру доходов и расходов семьи;
и
обосновывать и осуществлять выбор альтернативных способов решения
финансовых задач;
составлять план решения финансовой проблемы (написание эссе, решение
кейсов, выполнение квеста).
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Обучающийся сможет:
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
вносить необходимые изменения в план и способ действий с учётом
изменившихся обстоятельств;
оценивать состояние личных финансов до и после уплаты налогов;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений
ситуации для получения запланированного результата;
оценивать варианты открытия депозита на различные сроки;
результаты выбора условий кредитования; результаты выбора условий
депозита; требования к недвижимому имуществу, служащему для банка
залогом;
оценивать подходы субъектов к покупке дорогостоящих товаров, исходя из
финансовых возможностей их семей.
Познавательные универсальные учебные действия:
1. Умение
определять
содержание
понятий,
создавать
обобщения,
классифицировать, устанавливать аналогии, проводить анализ, устанавливать
причинно-следственные связи и делать выводы. Обучающийся сможет:
˗
˗
˗
˗
˗
сравнивать способы получения доходов, альтернативные варианты
достижения финансовых целей, направления инвестирования, условия
кредитования и условия размещения денежных средств;
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
различными
финансовыми явлениями: доходами семьи и правом собственности на
имущество; индексацией и размерами денежных доходов населения;
размером доходов и риском; бизнес-планом и действительностью;
креативностью инвестиционного проекта и доходами авторов;
объяснять выгоды наличия прав собственности; признаки финансовой
пирамиды; особенности каждого слоя атмосферы инвестирования; причины
появления сверхновых источников доходов;
анализировать статистические данные о доходах населения;
положения статей ГК РФ по вопросу получения доходов от
интеллектуальной собственности; положения статей ТК РФ по вопросу
˗
˗
˗
получения заработной платы; положения статей НК РФ по вопросам
налогообложения;
классифицировать виды доходов, расходов, имущества, налогов, шкал
налогообложения, банковских вкладов, кредитных организаций;
выявлять преимущества и недостатки деятельности микрофинансовых
организаций, покупки товаров в рассрочку, активных и пассивных
источников дохода, обладания собственностью, банковской картой;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждая его собственной аргументацией, в том числе математическими
расчётами.
2. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
˗
˗
˗
˗
ориентироваться в содержании текста,
структурировать текст, идентифицируя
литературных произведениях;
понимать смысл текста,
финансовые ситуации в
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте финансовых событий в
конкретной ситуации;
критически оценивать финансовую ситуацию, описанную в тексте;
аргументировать собственную
финансовой ситуации.
позицию
по
приведённой
в
тексте
3. Развитие мотивации к овладению культурой поиска источников информации.
Обучающийся сможет:
˗
определять необходимые ключевые поисковые слова;
˗
соотносить полученные результаты поиска информации с условиями
поставленных финансовых задач.
˗
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
Обучающийся сможет:
˗
˗
˗
инициировать сотрудничество в группе при обсуждении ситуаций, при
работе с творческими заданиями, при обсуждении правил планирования
семейного бюджета, формирования резервов и сбережений, постановки
финансовых целей;
выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе финансовых
ситуаций;
задавать вопросы при обсуждении финансовых проблем.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и письменной
речью. Обучающийся сможет:
˗
соблюдать правила публичной речи и проведения дискуссии по финансовой
тематике;
˗
принимать решение в групповой работе, учитывая мнения собеседников;
˗
анализировать результаты коммуникации после её завершения в ходе
выполнения группового задания и представления его решения.
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
˗
создавать письменные тексты при выполнении творческих заданий на
финансовые темы;
Предметные результаты обучения.
освоение и применение системы финансовых знаний, и их необходимости
для решения современных практических задач;
умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) финансовые объекты, явления,
процессы, выявляя их существенные признаки, элементы и основные
функции;
умение использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности, взаимосвязей финансовых явлений и процессов;
необходимости правомерного налогового поведения;
осмысления личного опыта принятия финансовых решений;
умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие процессы постановки финансовых целей,
управления доходами и расходами, формирования резервов и сбережений,
принятия инвестиционных решений;
овладение смысловым чтением текстов финансовой тематики,
позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов
разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных
задач, в том числе извлечений из нормативных правовых актов; умение
преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму,
схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать статистическую финансовую информацию,
соотносить ее с собственными знаниями и опытом; формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами;
умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения финансово-экономических и правовых норм, включая вопросы,
связанные с личными финансами, финансовыми рисками и угрозами
финансового мошенничества; осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного поведения;
приобретение опыта использования полученных знаний по финансовой
грамотности в практической (индивидуальной и/или групповой)
деятельности: для составления личного финансового плана; для принятия
решений о приобретении финансовых услуг и имущества; для приобретения
опыта публичного представления результатов своей деятельности в
соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом.
В результате обучения данному курсу, обучающиеся 5—7 смогут
сформировать следующие компетенции по финансовой грамотности:
˗
˗
˗
˗
˗
способность планировать свои доходы и расходы на основе оценки
имеющихся финансовых возможностей и ограничений, избегая
несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
способность формировать резервы и сбережения денежных средств;
способность следить за состоянием личных финансов посредством
планирования личного бюджета;
способность рационально выбирать финансовые услуги, распознавая
признаки финансового мошенничества, учитывая информацию об
имеющихся на рынке финансовых рисках;
способность искать
информацию.
и
использовать
необходимую
финансовую
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименовани Количество часов
Дата
изучения
е разделов и
всего контрольные практические
тем
работы
работы
программы
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют
1.1. Могут ли
люди быть
финансово
независимыми
от государства
1
0
1
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
Практическая https://dni-fg.ru/
отношение к финансовой зависимости от государства, формулировать свою точку зрения.
работа;
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения
цели из предложенных, а также искать их самостоятельно
Давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления
Формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала
1.2. Что такое
налоги и
почему их
1
0
0
Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и
когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги, описывать последствия
невыплаты налогов для граждан, приводить приметы уплаты налогов в семье
Устный
опрос;
https://dni-fg.ru/
1
0
1
Устный
Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами
налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы опрос;
налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом
налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания.
https://dni-fg.ru//
https://dni-fg.ru//
надо платить
1.3. Какие бывают
налоги
1.4
Учимся
считать
налоги
1
0
1
Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами
Практическая
налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы работа;
налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом
налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания.
1.5
Ролевая
игра
«Считаем
налоги
семьи»
1
0
1
Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами
Практическая https://dni-fg.ru//
налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы работа;
налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом
налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания.
1.6
Сравниваем налоги 1
граждан
0
0
Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами
Устный
налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы опрос;
налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом
налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания.
https://dni-fg.ru//
https://dni-fg.ru//
разных стран
1.7
Исследуем, какие
налоги платит
семья и что
получает от
государства
1
0
0
Устный
Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами
налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы опрос;
налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом
налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания.
1.8
Как работает
налоговая служба
4
0
2
Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами
Практическая https://dni-fg.ru//
налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы работа;
налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом
налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания.
1.9
Учебные минипроекты «Налоги»
3
0
1
Тестирование; https://dni-fg.ru//
Объяснять признаки налогов; устанавливать причинно-следственные связи между элементами
налога, между неуплатой налогов и последствиями для неплательщиков; анализировать элементы
налога с использованием статей Налогового кодекса РФ; рассчитывать размер расходов с учётом
налоговых выплат; классифицировать налоги; инициировать сотрудничество при выполнении
творческого задания.
1.10 Что такое
социальные
пособия и какие
они бывают
2
0
1
1.11 Учимся находить
информацию на
сайте Фонда
социального
страхования РФ
1
0
1
Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат,
находить информацию о социальных выплатах.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям
Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат,
находить информацию о социальных выплатах.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям
Устный
опрос;
https://dni-fg.ru//
Устный
опрос
https://dni-fg.ru//
1.12 Ролевая
игра
«Оформля
ем
социально
е пособие»
1
0
0
Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат,
находить информацию о социальных выплатах.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям
Устный
опрос
https://dni-fg.ru//
1.13 Исследуем
, какие
социальны
е пособия
получают
люди
1
0
0
Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат,
находить информацию о социальных выплатах.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям
Практич
еская
работа
https://dni-fg.ru//
1.14 Учебные
минипроекты
«Социальн
ые
пособия»
1
0
0
Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат,
находить информацию о социальных выплатах.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям
Практическая https://dni-fg.ru//
работа;
1.15 Обобщени
е
результато
в изучения
модуля 3
1
0
1
Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат,
находить информацию о социальных выплатах.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям
Тестирование; https://dni-fg.ru//
1.16 Презентац
ия
портфолио
«Человек и
государств
о: как они
взаимодей
ствуют»
1
1
0
Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат,
находить информацию о социальных выплатах.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям
Устный
опрос;
Итого по разделу
16
Модуль 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
https://dni-fg.ru//
2.1
Для чего нужны
банки
1
0
0
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
опрос
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
https://dni-fg.ru//
2.2
Почему хранить
сбережения
1
0
0
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
опрос
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
https://dni-fg.ru//
Какие бывают
вклады
1
0
1
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.
https://dni-fg.ru//
в банке выгоднее,
чем дома
2.3
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
Письме
нный
контрол
ь;
2.4
Что такое
кредиты и надо
ли их брать
1
0
0
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
опрос
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
https://dni-fg.ru//
2.5
Изучаем сайт
Центральног
о
1
0
0
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Практич
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
еская
которым занимаются подростки.
работа
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
https://dni-fg.ru//
1
0
0
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
опрос
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
https://dni-fg.ru//
банка РФ
2.6
Исследуем,
какими
банковскими
услугами
пользуется
семья
2.7
Как избежать
финансовых
потерь и
увеличить
доходы
1
0
0
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
опрос
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
2.8
Как
работает
банк
1
0
0
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
Самооце
нка с
использ
ованием
«Оценоч
ного
листа»;
https://dni-fg.ru//
2.9
Учебные
минипроекты
«Банков-
1
0
1
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Практич
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
еская
которым занимаются подростки.
работа
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
https://dni-fg.ru//
1
0
0
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
https://dni-fg.ru//
ские
услуги
для
семьи»
2.10 Что мы знаем о
бизнесе
Самооце
нка с
использ
ованием
«Оценоч
ного
листа»;
2.11 Как
открыть
фирму
1
0
0
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Практич
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
еская
которым занимаются подростки.
работа
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
https://dni-fg.ru//
2.12 Для чего
нужны
бизнесинкубатор
ы
1
0
0
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.
Устный
опрос
https://dni-fg.ru//
Практич
еская
работа
https://dni-fg.ru//
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
опрос
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
https://dni-fg.ru//
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
2.13 Ролевая
игра
«Открывае
м фирму»
1
0
1
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
2.14 Что такое валюта
и для чего она
нужна
1
0
0
1
0
0
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
опрос
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
https://dni-fg.ru//
2.16 Обобщение
1
результатов
изучения модуля 4
0
1
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Практич
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
еская
которым занимаются подростки.
работа
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
https://dni-fg.ru//
2.17 Презентация
портфолио
«Услуги
финансовых
организаций и
собственный
бизнес»
0
0
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство Устный
поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнесплан, приводить примеры бизнеса,
опрос
которым занимаются подростки.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять
план последовательности действий.
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
https://dni-fg.ru//
определять последовательность оставленных целей с учетом конечного результата.
Устный
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и
опрос
обобщать факты и явления; давать определения понятиям.Формирование ответственного отношения
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории
https://dni-fg.ru//
2.15 Учимся находить
информацию о
курсах валют и их
изменениях
1
Итого по разделу
17
Заключение
3.1
Обобщение
результатов
изучения курса
«Финансовая
грамотность»
1
0
0
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
11
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
1.
Могут ли люди быть
финансово независимыми от
государства
1
0
0
Практическая
работа;
2.
Что такое налоги и почему их
1
0
1
Устный опрос;
надо платить
всего контрольны практические
е работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
3.
Какие бывают налоги
1
0
1
Устный опрос;
4.
Учимся считать налоги
1
0
1
Практическая
работа;
5.
Ролевая игра «Считаем
налоги
1
0
0
Практическая
работа;
6.
Сравниваем налоги граждан
1
1
Устный опрос;
7.
Исследуем, какие налоги
платит
1
0
0
Устный опрос;
8.
Как работает налоговая служба 1
0
0
Устный опрос;
9.
Учебные мини-проекты
«Налоги»
1
0
0
Устный опрос;
10. Что такое социальные пособия 1
и какие они бывают
0
1
11. Учимся находить информацию 1
на сайте Фонда социального
страхования РФ
0
1
Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа»;
семьи»
разных стран
0
семья и что получает от
государства
У
Устный опрос;
12. Ролевая игра
«Оформляем социальное
пособие»
1
0
0
Устный опрос;
13. Исследуем, какие
социальные пособия
получают люди
1
0
0
Практическая
работа;
14. Учебные минипроекты
«Социальные
пособия»
1
0
0
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;
15. Обобщение
результатов
изучения модуля 3
1
0
1
Практическая
работа;
16 Презентация
портфолио
«Человек и
государство: как
они
взаимодействуют»
1
1
0
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
17 Для чего нужны банки
1
0
0
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;
18 Почему хранить сбережения
1
0
0
19 Какие бывают вклады
1
0
1
Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа»
листа»;
20 Что такое кредиты и надо ли
их брать
1
0
0
21 Изучаем сайт
Центрального
1
0
0
в банке выгоднее, чем дома
банка РФ
Практическая
работа;
Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа
листа»;
Устный опрос;
22 Исследуем, какими
банковскими услугами
пользуется семья
1
0
0
Устный опрос;
23 Как избежать финансовых
потерь и увеличить доходы
1
0
0
Письменный
контроль;
24 Как работает банк
1
0
0
Устный опрос;
25 Учебные минипроекты «Банков-
1
0
1
Практическая
работа;
26 Что мы знаем о бизнесе
1
0
0
Устный опрос;
27 Как открыть фирму
1
0
0
Устный опрос;
28 Для чего нужны бизнесинкубаторы
1
0
0
29 Ролевая игра
«Открываем фирму»
1
0
1
Практическая
работа;
30 Что такое валюта и для чего
она нужна
1
0
0
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»
31 Учимся находить
информацию о курсах валют
и их изменениях
1
0
0
Устный опрос;
32 Обобщение результатов
изучения модуля 4
1
0
1
Практическая
работа;
33 Презентация портфолио
«Услуги финансовых
организаций и собственный
бизнес»
1
0
0
Устный опрос;
ские услуги для
семьи»
Самооценка с
использованием«О
ценочного листа»
34 Обобщение результатов
изучения курса «Финансовая
грамотность»
1
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
0
11
Самооценка с
использование
м «Оценочного
листа»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА
Общественно-научные предметы. Финансовая
грамотность. Новый мир : учебник : в 2 частях / Е. Б.
Хоменко, А. Г. Кузнецова. – Москва : Просвещение, 2023.
МЕТОДИЧЕСКИЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧИТЕЛЯ
Корлюгова Ю.Н., Половникова
А.В. Финансовая грамотность:
Методические рекомендации
для учителя. 5–7 классы – М.:
ВАКО, 2018.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И
РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://ropkip.ru/kursy/2125?yadclid=47806913&yadordid=172754372&ycli
d=128039413937471489
https://dni-fg.r